Главная » Статьи » Мои статьи

Мифология греко-никонианства в свете понятия об удерживающем как верующем народе, ч.2

Мифология греко-никонианства в свете понятия об удерживающем как верующем народе. Ч.2.

 

Почему погибла Византия?

В каком же духовном состоянии находилась Греческая церковь перед падением Византии?

Впрочем, сначала рассмотрим обстоятельства принятия нами Православия от греков. Это был конец Х в. и в это время Византия переживала расцвет. "Период смут закончился в 867 году приходом к власти македонской династии. Третий период - период расцвета - длится от вступления на престол Василия I Македонянина до Алексея I Комнина (867 1081). Со стороны Востока самым важным событием было завоевание острова Крит у арабов в 961 г. Существенной чертой этого периода в области внешнеполитической истории является самый выразительный и проходящий через весь период факт войны с болгарами. Тогда в первый раз поставлен был вопрос о политической роли славянского элемента. Симеон Болгарский принятием царского титула и устройством независимого церковного управления претендовал перенести на славян главенство в империи. Театр военных действий переносился от Адрианополя и Филиппополя в Грецию и к Дарданеллам. Участие русского князя Святослава в этой войне сопровождалось гибельными последствиями для славянского движения. В 1018 году византийцы захватили столицу Первого Болгарского царства, город Охрид, болгары побеждены и их территория вошла в состав империи. В 1019 году, завоевав Болгарию, Армению и Иберию, Василий II отпраздновал великим триумфом наибольшее усиление империи со времён, предшествующих арабским завоеваниям. Завершали картину блестящее состояние финансов и расцвет культуры"[10].

В это время, как утверждает Каптерев [8, гл V] "Древнехристианское единоперстие с течением времени, начиная с IX века, стало заменяться в православной греческой церкви двоеперстием, которое, вытеснив собою единоперстие, сделалось у греков господствующим. Это подтверждается несомненными свидетельствами. Более раннее и очень важное свидетельство об употреблении греками двоеперстия принадлежит несторианскому митрополиту Илии Гевери, жившему в конце IX и начале Х века". "Кроме Илии Гевери уже давно были известны ещё два свидетельства из XII века, что православные употребляли тогда в крестном знамении двоеперстие. Так один грек XII века обличает латинских архипастырей в том, что они благословляют пятью перстами, а знаменуют себя, подобно монофелитам, одним перстом, "между тем как персты в знаменованиях должны быть располагаемы так, чтобы ими обозначались два естества (во Христе) и три лица (в Божестве)", т.е. правильным перстосложением считает именно двоеперстное. Монах Петр из Дамаска, писавший около 1157 года (хотя некоторые думают утверждать, что он жил гораздо ранее) говорит, что "в крестном знамении два перста убо и едина рука являют распятого Господа нашего Исуса Христа, во двою естеству и в едином составе познаваема".

Силу приведённых свидетельств некоторые думают ослабить тем соображением, что эти свидетельства, если и говорят за существование двоеперстия, то только будто бы у одних сирийских христиан, живших среди монофизитов и несториан, так что на это явление следует смотреть только как на исключительно местный, как на специально сирийский обычай, которого совсем не знала и никогда не держалась вселенская православная константинопольская церковь, в которой двоеперстие вовсе не употреблялось. Но такое понимание дела будет несправедливо и несогласно с действительностью, так как в настоящее время найдены два таких свидетельства, которые ставят вне всякого сомнения существование двоеперстия в самой константинопольской церкви с начала XI и в XII столетиях". Подробнее об этом в [8, гл V].

Прервём ненадолго Каптерева и возразим, что его утверждение о том, что единоперстие было единственным древнехристианским перстосложением несправедливо. Сейчас известно много доказательств того, что и двуперстие является древнехристианским перстосложением. Например, можно обратиться к св.Арсению Уральскому, который в частности утверждает, что перевод из свт. Иоанна Златоустого о перстосложении, на который ссылается Каптерев, сделан неправильно [15, с 17]. Известна Работа С.И.Быстрова, в которой он приводит изображения икон, в том числе написанных по преданию евангелистом Лукой, где Исус Христос изображен с двуперстием. И т.д. [16]. Единоперстие же могло существовать наряду с двуперстием как еретическое перстосложение. Впрочем, целью данной работы является не доказательство древности двуперстного перстосложения, что уже давно и успешно доказано, а доказательство того, что именно крестное знамение с двуперстным перстосложением является апостольским Преданием. Для этого мы воспользуемся понятием об удерживащем как верующем народе и рекомендованной Богом методикой: "По плодам их узнаете их" (Матф. 7,17).  

Итак, продолжим. Каптерев объясняет переход на двоеперстное перстосложение борьбой с ересью монофизитов. Далее он пишет [8, гл V]: "Греки, изменившие по требованию указанных обстоятельств, древнехристианское единоперстие (утверждение некорректное, см. выше - В.Б.) на двоеперстие, которое продолжалось у них более четырехсот лет, переменили потом у себя двоеперстие на троеперстие". Таким образом, согласно Каптереву, переход на троеперстие у греков начался в XII в. Как объясняет автор для того, чтобы отличаться от несториан, которые тоже крестились двуперстно, греческая церковь заменила у себя двоеперстие на троеперстие: "Эта перемена у греков перстосложения в крестном знамении - из двоеперстия в троеперстие произошла, как можно думать, в конце XII века и продолжалась до конца XIII-го, когда оно у них сделалось наконец господствующим, обстоятельство для нас в высшей степени важное". 

Для нас это обстоятельство тоже в высшей степени важное.

Пытаясь объяснить причину гибели Византии, исследователи опускают, на наш взляд, один существенный аргумент - своё существование прекратила удерживающая православная Империя - Второй Рим. Это заставляет нас подвергнуть самому серьёзному анализу все обстоятельства такой глобальной катастрофы. Но искать их нужно в сфере духовности, а не в происках врагов. Происки врагов являются следствием духовного падения. Напротив, периоды расцвета Византии обязаны благодатности удерживающей среды. Поэтому, как и следовало ожидать, Православие было нами принято именно в период расцвета Византии. И в свете понятия об удерживающем можно утверждать, что в те времена у греков было истинное Богослужение. Естественно, и православный Символ Веры. И это не простое совпадение или плод намеренного действия отдельных исторических личностей. Для нас несомненно, что данное событие и данные обстоятельства носят промыслительный характер.

Что же происходило в Византии с тех пор, как там, как говорит Каптерев, стали с XII века переходить на трёхперстное перстосложение? 

"В 1204 году крестоносцы четвертого похода захватили Константинополь и поделили между собой империю. Болгары производят полный переворот дел на Балканском полуострове. Восстание Петра и Асеня в конце XII в. сопровождалось освобождением Болгарии и образованием второго Болгарского царства, которое имело тенденцию объединить интересы всего славянства на Балканском полуострове. В 1261 г. Михаил Палеолог освобождает Константинополь от латинян, но для того, чтобы вернуть владения империи он заключает с папой Лионскую унию в 1274 г. Это не принесло ожидаемых выгод, но напротив привело к прямому ущербу для империи. С началом XIV в. в судьбах империи начинают играть главную роль османские турки. Завоеванием Бруссы (1326), Никеи (1330) и Никомидии (1337) турки утвердили свое господство в Малой Азии и в 1354 г. занятием Галлиполи стали твердой ногой в Европе. Господство на Балканском полуострове делили между собой грекисербы и болгары. И т.д [10]".

Е.E.Голубинский пишет [11]: "Изложим как было дело. Империи Византийской суждено было погибнуть от меча турок, которые начав её завоевание в конце XIII века, к концу следующего XIV века довели последнее до того, что империя начала ограничиваться лишь самим Константинополем с весьма ничтожной его окрестностью, небольшим побережьем Черного моря и небольшими владениями в Фессалии и Пелопонессе."

Нас могут упрекнуть в предвзятости, мол мы намеренно обращаем внимание только на изменение греками перстосложения в крестном знамении. И не ошибутся, но только это не предвзятость, а глубокое убеждение в том, что именно изменение перстосложения и является причиной гибели Византии, так как правильное перстосложение в крестном знамении несомненно является словом Божием (как и Святое Писание), но только передаваемое нам в устном Предании. Здесь уместно повторить вывод: "Если за то, что крестились двуперстно, убивали, значит то, как крестишься, имеет огромное и основополагающее значение!" [7].

Известны попытки составления апостольского Предания. Св. Ипполиту Римскому приписывают один из вариантов Предания [12]. Здесь крестное знамение отождествляется с совершенной духовной защитой, которую обрели все евреи, у кого были помазаны кровью пасхального агнца оба косяка и перекладина дверей (Исх.12,1-29). Различные версии апостольского Предания совпадают именно в этом [13].

Но пойдем на поводу у наших оппонентов и примем, что одновременно с изменением перстосложения греки стали ходить против солнца во время освящения храма, служить литургию на пяти просфорах и т.д., хотя нам пока и неизвестно время перехода греков на новые обряды. Вполне вероятно, что это могло произойти (если произошло) в период захвата Константинополя крестоносцами с 1204 по 1261 гг. Заметим, однако, что мы перечислили те новины, которые слепо копировал Никон и которые являются по утверждению Каптерева, Голубинского и др. "неравными по своей ценности самому вероучению обычаями". Дело в том, что иных духовных причин гибели Византии мы и не видим. Действительно, на момент падения Византии в 1453 году и до сих пор греки не отреклись от имени Бога, греческий Символ Веры не был искажён, он и сейчас неискажён, а значит греки исповедовали и исповедуют истинность Господа Святого Духа и, соответственно, догмат о единстве, нераздельности и единосущности Троицы [14]. До падения Византии в греческой церкви крестили погружением, а тексты Святого Писания не были искажены, так как печатались в Константинополе.

Давайте подумаем, мог ли Исус Христос научить Апостолов ереси монофизитов и, соответственно, одноперстному перстосложению?

Всяк ответ знает.

Допустимо ли в Христовой Церкви крестное знамение в разном исполнении? Разве Бог не мог научить правильно благословлять или креститься?

Мог ли Бог научить разному выполнению обряда крещения - погружением, обливанием или обрызгиванием?

Или любого другого обряда, тем более, если обряд сопровождает таинство?

Для тех, кто понимает, что у Бога всё значимо, становится ясно, что даже только изменение перстосложения могло привести к гибели Византию. И в этом как раз и проявляется могущество Бога.

Изложим, как, на наш взгляд, было дело.

Крестное знамение с двуперстным перстосложением существовало всегда. Оно появилось не в IX веке, а "прежде всех век" как "слово терпения Бога" [4], поэтому именно оно и было заповедано апостолам.

Удерживающая православная Империя, Второй Рим - Византия ушла в небытие не потому, что все императороборцы собрались вместе, устроили революцию, свергли "удерживающего" императора и позвали тюрков-сельджуков управлять страной. Греки утеряли благочестие в результате ересей, которых набрались от латинян. Состояние удерживающей Империи, её могущество, процветание и прирастание территориями обеспечивается величиной благодати, которую в состоянии удерживать верующие. Для этого они должны участвовать в истинном, т.е. православном Богослужении: исповедываться, причащаться, посещать храм, молиться и жить по Евангелию. Мы не можем быть безгрешными, а потому со временем утрачиваем полученную при Богослужении благодать. Поэтому все вышеперечисленное нужно делать регулярно. К этому нас и призывает Церковь.

 

Русская Православная Церковь осталась без иерархов, но задачу удержания продолжала выполнять

Итак, Византия пала так и не поняв отчего это произошло. Процесс падения Византии происходил постепенно. Порушив Священное Богослужение, которое греки сами же долгое время сохраняли, они не сделали выводов из своего же опыта. То же самое произошло бы и с нами, если бы не Раскол. На обстоятельства гибели Византии Никон и Алексей Михайлович не обратили никакого внимания. Они не только слепо копировали чужие отступления, но к тому же добавили, как мы определили выше, вопиющие свои. Если Византия прекратила свое существование из-за забвения "слова терпения" Бога - крестного знамения с двуперстным перстосложением, то могут ли ещё большие и, надо повторить, вопиющие отступления, способствовать увеличению удерживаемой благодати?

Конечно же нет.

Более того, совершенно очевидно, что если бы удалось осуществить задуманное Никоном и Алексеем Михайловичем, то от России не осталось бы даже такого государства, как Греция. В лучшем случае русские сейчас бы находились в резервациях как индейцы Америки. Всё усугубляется ещё и тем, что никонианская церковь в крови мучеников. Сейчас многие говорят о покаянии. На наш взгляд для Никонианской церкви оно заключается в том, чтобы вернуться к истокам и соединиться с Христовой Церковью.

Напротив, несмотря на то, что Православие было вне закона, а Церковь осталась без иерархов, Россия продолжала прирастать территориями. Рубежным можно считать 19 в. В середине 19 в. мы потеряли Аляску, правда, чуть позже был присоединен Туркестан. Но с Туркестаном мы приобрели головную боль, так как усилия (материальные) для "удержания" Туркестана были всегда значительными. Поэтому можно сказать, что к 19 в. прирост России за счет благодати закончился.  

 

Истинная Церковь сохраняет Предание и Россию

Но как же можно сохранить, причем в течении двух тысячелетий, всё заповеданное сокровенное, когда оно необнародовано и передаётся в тайне да ещё и в "непытливом и скромном молчании"? Всё это можно сохранить только в Христовой Церкви. Христову Церковь, а значит и Православие по определению уничтожить невозможно. Исус Христос является Главой Своей Церкви. Разве Он не в состоянии сделать так, чтобы сохранилось всё заповеданное? В Христовой Церкви исказить апостольское Предание невозможно, так как там всегда найдутся те, кто слышит Бога - "ибо Господь или чрез нас, или чрез других, восполнит недостающее по мере ведения, какое достойным его сообщает Дух" [6, гл.30]. В Христовой Церкви всегда в нужное время найдётся пророк Аввакум и всегда найдётся верующий народ. 

А как же быть тем, кто находится вне спасительной ограды?

Им нужно знать, что всё тайное в конце концов становится явным и обнародованным. То, что было тайным во времена Василия Великого, сейчас не составляет никакой тайны. Разве тайной является судьба Византии? Тайну эту знал старец Филофей, автор знаменитого высказывания о Третьем Риме, знали святые отцы Стоглавого Собора, тайну эту знаем и мы, но, странное дело, о ней ничего не знал Никон. Или разве тайной является судьба династии Романовых, заплатившая за учиненный Раскол тем, что фактически закончилась в третьем от Алексея Михайловича колене кратковременно царствующим Петром III (внуком Петра I, сыном Алексея Петровича) как и обещано Богом для ненавидящих Его [7].

Нам могут возразить, что св. Василий Великий говорит совсем о другой тайне - о том, как правильно осенять себя крестным знамением, крестить, благославлять воду крещения и елей помазания и т.д. Так и мы о том же. Если всё это или хотя бы что-нибудь из этого делать неправильно, то не будет благодати Святаго Духа или её невозможно будет удержать. А если нет благодати, или её недостаточно, то всё приходит в упадок. А раз это произошло с Византией, значит там что-то из заповеданного делали неправильно. 

Есть совершеннейшая методика познания истины: "По плодам их узнаете их". Она теоретически обоснована, так как предложена Самим Богом. Плоды, о которых говорится - есть знаки Божии. Гибель Византии является таким плодом-знаком, отправной точкой, руководством в размышлениях. Всюду и во всем есть плоды-знаки. Верующий человек в своей жизни анализирует множество знаков Божиих. Иногда он учится на своих ошибках, иногда на ошибках других. И ничего случайного не бывает. Это известно тем, кто учится слышать Бога. Поэтому для ищущего человека во все времена задача была и есть одна - изучая эти плоды найти Филадельфийскую Церковь и всё выполнять так, как научат там.

Приходи, кто слышит. Все давно обнародовано.

Историческая наука представляет собой слепого котёнка, если в первую очередь не исследует плоды-знаки Божии. Но только находясь в Христовой Церкви можно надеяться на приобщение к истине. И только тогда, когда придёт время, Бог  приоткроет некоторые свои тайны. Но и находясь внутри спасительной ограды, если не живешь в ожидании чуда - чуда не происходит. Когда не хочешь увидеть проявления Бога - их не увидишь и останешься слеп. Когда нет желания услышать Бога - так и останешься глух.

 

Сколько осталось праведников?

В работе [7] в статье "В защиту старообрядческой иерархии" определено, что критическое число верующих (праведников), участвующих в истинном Богослужении составляет около 0,05%. Тот факт, что историческая Россия (СССР) распалась, красноречиво указывает на то, что удерживаемой ныне благодати недостаточно для существования такого государства каким был СССР. Возможно, что благодати недостаточно и для существования России в нынешних её границах. Во всяком случае к этому достаточно показаний. Поэтому каждый  православноверующий, скажем так, на вес золота. А выполнять задачу удержания, находясь в еретической (неэффективной, если можно так сказать, с точки зрения удержания благодати) церкви, невозможно.

Мифология греко-никонианства проникла и в старообрядческую среду. Тяжело слышать, когда старообрядцы говорят о никонианах: "А вот у "православных" то-то и то-то". Даже термин "новобрядчество" недопустим. Этим предполагается, что речь тоже идет о Православии. Спрашивается, кто их этому научил? Или мы стесняемся своего Православия? А, может быть, выглядим неправославно? Или мы сами не знаем в какой Церкви находимся? Как так получилось, что мы из почти поголовно грамотного в вероисповедных вопросах населения, какими мы уже были в начале XVIII века и позже до революции, сейчас превратились практически в поголовно неграмотное. Более того в том, что никонианское мифотворчество существует и до сих пор рецидивирует, есть значительная часть нашей вины. И перед Богом мы тоже будем отвечать за то, что не отстаиваем свою веру, как должно, проявляем не всегда уместную толерантность.

Исус Христос пристально следит за чистотой Своей Церкви, чего нельзя сказать о нас. Принятие священства от греков с присоединением к Церкви митрополита Амвросия - событие знаковое. Почему же нельзя было восстанавливать иерархию от никониан? Возможно потому, что в чине Крещения, принятом реформаторами и существовавшем почти 250 лет (никониане вернулись к дониконовскому варианту в 1915 г.) есть обращение к лукавому: "Ст. текст: "молимся Тебе, Господи, ниже да снидет с крещающимся дух лукавый". Н. текст: Ниже да снидет "…с крещающимся, молимся Тебе, дух лукавый" [17, с. 11]. Трудно предположить, что Святый Дух присутствовал при ТАКОМ исполнении "таинства". Напротив, легко можно представить иную картину ~ 200 лет некрещёные епископы рукополагали некрещёных попов. Так что Новозыбковцы скорее всего обрели не апостольскую преемственность, а неизвестно что.             

Мифы никонианства живут уже более 350 лет. Они давно убедительно развенчаны и старообрядческими богословами и просто честными и непредвзятыми учеными нестарообрядцами. Но, как мы видим, мифология никонианства неистребима, как неистребимо человеческое невежество, леность ума и безпамятство. Поэтому всё новые и новые "мотыльки" пробуют погасить слабыми, легковоспламеняющимися крылышками свечу Христовой Церкви. И трудно надеяться, что когда-либо удастся уврачевать наш Раскол. Скорее всего, что это и не предусмотрено, так как в обращении к Филадельфийской Церкви написано: "ты не много имеешь силы" (Отк. 3,7-13).

Но в Никонианской церкви много ищущих верующих людей.

Вся наша проповедь и словом и делом должна быть обращена в том числе и к ним. 

Виктор Бужинский

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Евфимий Зигабен "Толковая Псалтирь"

http://www.mystudies.narod.ru/bible/ot/psalms/zigaben/51-75.html#74

2. Блж. Феофилакт Болгарский "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам Святого Апостола Павла" http://www.kharkov.zachalo.ru/pagez/lsn/0192.php.htm

3. Св. Иоанн Златоуст "Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам, Беседа 4."

http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z11_2/Z11_2_15.htm

4. Бужинский В.В. Время собирать камни. http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/82-1-0-1519

5. Прп. Ефрем Сирин "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам" http://rusbible.ru/books/2fes.es.html.

6. Св. Василий Великий. О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому.

 http://krotov.info/library/03_v/vasiy_vel/duh03.html#27

7. Бужинский В.В. Сруб не сгорел, он всё ещё горит. http://samstar-biblio.ucoz.ru/load/28-1-0-704

8. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.

http://www.sedmitza.ru/text/439627.html

9. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество.

 http://www.apocalypse.orthodoxy.ru/zenkovskij/

10. Википедия. История Византии.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%92%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B8

11. Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами.

 http://www.mzh.mrezha.ru/lib/golubinsky/glbn1896.pdf

12. Cв. Ипполит Римский. Апостольское предание, гл. 42 "О крестном знамении".

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Article/IppRim_ApPred.php

13. Пономарёв А.В. Апостольское предание. http://www.pravenc.ru/text/75758.html#part_3

14. Бужинский В.В. Ещё об исповедании Догмата о Троице и Символе Веры.

http://www.staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=478

15. Св.Арсений Уральский "Оправдание Старообрядствующей Святой Христовой Церкви

      http://semeyskie.narod.ru/Opravdanie.pdf

16. Быстров С.И. "Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности"

 

      http://win.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=57608a&url=http%3A%2F%2Fsamstar-biblio.ucoz.ru%2Fpubl%2F146-1-0-940

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: cpybvi (25.04.2013)
Просмотров: 2436 | Рейтинг: 0.0/0