Главная » Статьи » Мои статьи

Нелепость велия. Ч.1.

Нелепость велия. Ч.1.

Велией нелепостью в последние времена является разъединенность старообрядчества. Казалось бы теперь, когда есть все возможности к объединению, вызывает недоумение существование нескольких старообрядческих толков и согласий. Особое безпокойство внушают немногочисленные общины безпоповцев как в России, так и за рубежом, которые могут не удержать веру. Серьёзно озабоченные вопросами спасения ищут священства. Поодиночке, семьями, даже общинами присоединяются они к согласиям, в которых восстановлена иерархия. Дай Бог, чтобы все безпоповцы нашли в себе силы и стали на путь истины. Только попробуй разберись, где она эта истина. Какая же из поповских иерархий старообрядцев является истинной, а потому и благодатной? Ищущие могут выйти на новозыбковскую общину. Там они узнают, что новозыбковцы относятся к Древлеправославной иерархии Московской и всея Руси, что у них есть уже патриарх, а у других старообрядческих иерархий только митрополиты и епископы. Ищущие священства, конечно, купят и литературу, издаваемую патриархией. Могут купить и церковный календарь на 2004 г., в котором в статье "Радость велия” (с.144-146), посвященной 80-летию обретения епископа, черным по белому написано, что истинной иерархией является только Древлеправославная Московская и всея Руси. Приведено и доказательство истинности.

В основу доказательства положено событие, описанное в Святом Писании, когда у Иуды, праправнука Авраама родились два сына близнеца Фарес и Зара: "И во время родов ее показалась рука; и взяла повивальная бабка, и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый. Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес. Потом вышел брат его с красною нитью на руке. И наречено ему имя: Зара” (Быт 38, 28-30).

Ознакомимся и мы с предлагаемым доказательством.

"Рождение двух братьев близнецов есть прообраз восстановления священной иерархии в Христовой Церкви. Как некогда должен был родиться первенцем Зара, но его предвосхитил Фарес, так и в истории Новозаветной Церкви епископство должно было восстановиться согласно пророчеству на Руси, но по человеческой амбиции первой на свет появилась Белокриницкая иерархия. Подобно Фаресу и Заре Древлеправославная Церковь и Белокриницкая имеют настолько схожее устройство, что их можно назвать близнецами, но это лишь внешняя схожесть (как, впрочем, и у библейских близнецов). Имя Фарес означает "расторгающий”. И действительно, появление Белокриницкого священства расторгло единство древлеправославных христиан.” "Имя Зара означает "солнце.” Солнце Древлеправославия воссияло в 1923 г. А красная нить на запястье Зары - знак крови Искупителя, знак истинности, знак подлинного первородства Древлеправославной Церкви. Зара был единокровным Христу. Подобно и наша Древлеправославная Церковь и её епископство имеет преемство от единокровной Христу Апостольской Церкви, а не от сомнительной, против священных канонов устроенной иерархии.”

Описывая пагубность "расторгающего” действия Белокриницкой иерахии автор утверждает, что "искушение новоявленной иерархией было сильнее, чем гонения от новолюбцев.” Стойкие же и твердые в вере древлеправославные христиане, не поддавшиеся соблазну, до 1923 г. ожидали иерарха, поскольку "Господь обещал восстановить православное священство от тех, кем оно было уничтожено: "Вскоре возградишися ими же разорися.” Здесь автор ссылается на главу 49 книги Исаия.

Даже неискушенному читателю станет понятно, что все "обоснования” истинности - вопиющая нелепость, достаточно только последовать за ссылкой возле приведенных строф из главы "Бытие”. Эта ссылка призывает нас открыть главу 1 Евангелия от Матфея, в которой дается родословие "Исуса Христа, сына Давыдова, сына Авраамова”. Из этого родословия (Мат. 1, 1-16) становится ясно, что Исус Христос является прямым потомком Фареса, а не Зары, так как Иосиф, муж Марии, от которой родился Христос, из дома Давыдова. Это значит, что и Мария была из дома Давыдова, так как у евреев был закон, по которому супруги обязаны быть не только из одного колена, но и из одного рода (Числ. 36, 6-9).

Но еще более красноречивым и, хочется верить, предназначенным именно для этого случая в Евангелии от Луки приводится полное родословие Иисуса Христа: "Исус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев,…    …Есромов, Фаресов, Иудин,…” (Лук. 3, 23-38).

В главе 49 книги "Исаия” Бог обещает Израилю: "Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.” И что притесняющие Израиль цари будут "питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицем до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих” (Ис. 49, 23).

Допустим, что пророчество: "Вскоре возградишися ими же разорися” каким-то образом относится к старообрядчеству и их духовному призванию, а ссылка на гл. 49 правомерна. Значит, что-то должно быть восстановлено от тех же, которые разорили. Согласно гл. 49 книги Исаия восстановленное должно нести свет народам. Кто же может нести в настоящее время Христов Свет людям? Конечно же истинная Христова Церковь, в которой есть полнота Православия.

Тогда, следуя логике новозыбковцев, получается, что истинной является как раз Белокриницкая иерархия, так как действительными разорителями Православия являются как раз греки, Византия, а Никон и Алексей Михайлович пошли уже по проторенному пути, были вторичны, слепо копировали чужие отступления, воспользовались сотворенным разорением. Значит, именно от греков должна быть восстановлена полнота Православия. Тогда митрополит Амвросий не только канонически, что убедительно доказывает Ф. Мельников [1-3], но еще и согласно приведенному новозыбковцами пророчеству является истинным архиереем.

Несмотря на то, что результат моей трактовки пророчества мне чрезвычайно нравится, я прошу принимать саму трактовку как пример подтасовки известных, но совершенно не относящихся к делу событий, фактов и откровений. Такой же подтасовкой грешит и автор статьи "Радость велия” и, что прискорбно, с благословения своих иерархов. Это значит, что все приведенные в статье "доказательства" - велия нелепость.

Корни нелепостей лежат в гордыне и властолюбии. Это давняя болезнь беглопоповцев, не признавших Белокриницкую иерархию. Еще при попытках объединения в начале ХХ в. беглопоповцы, как утверждал очевидец событий Федор Мельников, "собственное властолюбие поставили выше общестарообрядческих интересов и вообще церковных” [1]. Здесь я хочу добавить, что и выше национальных, т.е. российских. Сработала также и усиленная пропаганда миссионеров господствующей церкви, распространявших всякие небылицы и откровенное вранье о митрополите Амвросии и Белокриницкой иерархии в целом. В работе [2] Ф.Мельников писал: "Непримиримые враги старообрядчества, миссионеры господствующей церкви, все силы свои напрягают, чтобы опозорить и оклеветать старообрядческую иерархию[1]. Они почти не ведут борьбы ни с безпоповцами, ни с беглопоповцами, последних они даже защищают и охраняют от влияния Белокриницкой иерархии. Целью своей миссионерской деятельности они ставят недопущение старообрядцев объединиться под руководством одной старообрядческой церкви.”

Выходит, что многое удалось гонителям старообрядцев и, как показала жизнь, ко всеобщим велиим печалям.

Следует сказать, что нелепости нас окружают со всех сторон. Мы сами творим большие или малые нелепости. От этих нелепостей остаются следы в истории в виде памятников архитектуры, изваяний, живописных полотен, литературных произведений и т.д. Личные и общественно-социальные потрясения – тоже результат наших нелепостей. Нелепа жизнь великих тиранов и диктаторов. Нелепые поступки - первый признак отхода от Бога. Собственно, само отпадение от Бога - нелепость. Отпав от Бога, человек не остается сам по себе. Им сразу же начинает заниматься дьявол, подсказывая новые нелепые поступки. Для нас статья "Радость велия” - велие огорчение и печаль, поскольку десятки тысяч  наших братьев и сестер находятся в заблуждении, которое к тому же закрепляется в результате упомянутой статьи. Поэтому мы не имеем права молчать.

К нелепостям, исходящих от мирских властей, мы уже давно опасно привыкли. Если верующий человек не монах и живет в миру, ему так или иначе приходится участвовать в мирской жизни. Взять хотя бы один из самых характерных институтов современного общества - демократические выборы. От смены президентов и парламентов все ждут улучшения жизни. Каждая партия или блок не устают рисовать радужные перспективы в случае победы. На это тратятся огромные средства.

В чем же здесь опасность? Опасность заключается в том, что современная демократия - демократия безбожников, хотя многие кандидаты в президенты, партии и блоки декларируют обращение к духовности. Многие из них под духовностью понимают культуру и искусство. Но даже, если в программах партий и кандидатов в президенты  поддержка духовности понимается как поддержка Православия, все равно, на первом месте стоят параграфы, освещающие их политические и экономические позиции. Те же,  которые декларируют в первую очередь обращение к духовности на основе Православия, что в свою очередь является основой здоровой экономики, политики, культуры и искусства, как показывает опыт Украины, не набирают и процента. Почему же такое происходит, ведь к православно верующим относят себя значительно больше людей, чем эти несчастные доли процента? Значит, дело в том, что даже многие верующие не связывают свой выбор с ответственностью перед Богом, а поддаются на лукавые обещания претендентов. Иные не хотят принимать участие в выборах. Это тоже опасная позиция. За неучастие в выборах придется отвечать – "вера без дел мертва”.

В результате президентами становятся неверующие люди, а в парламент попадают силы зла. Но у зла, всё же, есть оттенки. Не зря говорят -  "Из двух зол нужно выбирать меньшее.” Поэтому каждый верующий должен быть предельно осмотрителен, так как проголосовав, например, за СПС, "Яблоко", "Нашу Украину”, БЮТ (Блок Юлии Тимошенко) можно зачеркнуть годы праведной жизни, потому что это демократы-западники, а значит против Православия, а значит и против России. Бывают такие ситуации, связанные, как правило с великими историческими переломами, когда наш выбор может быть роковым. Тогда от него зависит не только собственная судьба, но и судьба близких и потомков.

Демократия безбожников есть самый верный способ ослабить и развалить любую страну. Для этого необходимо, чтобы в обществе и в законодательных органах власти были сильны и активно действовали существенно непримиримые и антагонистические силы. Такая ситуация искусственно насаждается и поддерживается Западом, истинным средоточием сил зла. В существующих же фактически двухпартийных политических системах либеральной демократии стран "золотого миллиарда”, на самом деле, никакой демократии нет. Силы, играющие в демократию и противостоящие в момент выборов, с одной стороны, не антагонистичны друг другу, а с другой, успешно управляются из одного центра и поэтому такая система весьма устойчива от потрясений. Объяснение такой завидной устойчивости мы находим в Священном Писании.

Чтобы разобраться в этом обратимся к Евангелию. Исус, отвечая фарисеям на обвинения, что "Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского" (Мф. 12:24), "сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит" (Мф. 12:25). Объяснение находим в следующей же строфе: "если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?" (Мф. 12:26). Вспомним толкование этих строк ученым монахом Евфимием Зигабеном [4], который поясняет стих 25 таким образом: "разделившиеся восстанут друг на друга".

Таким образом, устойчивость политической системы США, объясняется тем, что царство сатаны в этой стране, естественно, по Божьему попущению и до поры до времени достаточно монолитно. Так же, как, впрочем, в недавнем прошлом было и в СССР.

Духовное пространство современной России представляет собой старое лоскутное одеяло, которое тянут в разные стороны. Сейчас мы имеем три поповских и несколько безпоповских согласий староверов и, конечно же, никониан. От последних в свою очередь отпадают мелкие, никем не признаваемые течения. Набирает силу радикальный исламизм, рвутся окормлять нас католики и протестанты. Как поганки после дождя, появляются и набирают силу разные секты и секточки, нетрадиционные для России и зачастую тоталитарные. Все это на фоне аморфного состояния общества, пережившего богоборческий период. Следствием пестроты духовного поля России является раздробленность политических сил, порой, как говорилось, антагонистичных. Эта мрачная картина усугубляется укреплением национальных автономий, в которых притеснение русских становится все более открытым. Границы автономий во многом определяют границы лоскутов, вдоль которых стремятся расчленить Россию. Произошли цветные революции в Грузии и на Украине. К таковым следует отнести и революцию толпы в Киргизии. Сужается пояс натовского окружения. Над всем нависают нераскаянные духовные преступления – Раскол, убийство царя, революция и гражданская война и недавнее разрушение исторической России (СССР).

По мере ослабления Православия и, соответственно, России происходит усиление внешних сил зла: набирает силу радикальный исламизм, полностью "созрел” ”золотой миллиард”, "дозревают ” китайцы.

Так как же уберечь историческую Россию от надвигающихся потрясений? На силу уповать не приходится, тем более, что сейчас совершенно очевидно - включиться в гонку вооружений Россия не в состоянии. Союзников у нее нет. Что же делать? Остается выполнить свою миссию, возложенную на нее Господом, т.е. выполнить до конца роль удерживающего. Только тогда в союзниках будет Господь, только тогда каждое духовное событие, направленное на созидание, как, например, объединение Православия, позволит качественно и количественно изменить соотношение сил в пользу России. Иного пути просто нет. И здесь главное, чтобы свою задачу осознали верующие, а в первую очередь староверы, поскольку они являются носителями истинного Православия. Объединение старообрядчества ознаменуется рядом внутри- и внешнеполитических событий в пользу России. Но этого будет недостаточно, поскольку силы зла в мире стремительно множатся. Поэтому следующим этапом должно стать объединение Православия на основе древнего Богослужения, сохраненного староверами.

Возможен и другой сценарий созидания, так как у никониан постепенно происходит понимание событий Раскола, как ключевого момента нашей истории. Оказывается, есть уже приходы, которые сами, по собственной инициативе, переходят на древнее Богослужение.  Может случиться так, что вся новообрядческая церковь вернётся к истокам и перехватит инициативу объединения: "Многие же будут первые последними, и последние первыми” (Мф. 19,30). Не староверов ли предупреждает Господь: "Се, гряду скоро: держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего”? (Отк. 3,11) И все же такая инициатива никониан весьма обнадеживает, так что во всей длинной череде нелепостей, хотя и редко, к сожалению, но бывают просветы.

Потерпели поражение самые ярковыраженные силы зла на политической арене - СПС и ²Яблоко². А ведь сколько средств было потрачено Западом на их создание и пестование. Явлинский, Немцов, Хакамада и др. постоянно "светились” на радиостанциях "Свобода” и "Эхо Москвы”, демократическая пресса и олигархи тоже не жалели средств на их "раскрутку”. И вдруг сокрушительное поражение. Отчего? Почему? По всей логике давно уже должны были придти к власти и Явлинский, и Немцов, и все вместе. Ведь были для демократов толка Явлинского лучшие времена, времена полного разгула демократии при Ельцине. Почему же тогда демократия не смогла победить полностью и окончательно?

Непонятная страна эта Россия. 

Интересно слушать сегодня маститых политиков, политологов, выдающихся демократов как в России, так и за рубежом. В соответствии с канонами истинного словоблудия разбираются причины поражения и вещаются пророчества на будущее. Одно демократы не понимают, что кроме Путина, Буша, Ющенко и еще там кого-то есть Господь Бог и есть русский народ, на которого возложена особая миссия.

Так что же стало причиной такого ощутимого поражения сил зла в России? Похоже, происшедшее является достаточно показательным примером влияния духовности на политическую ситуацию в стране.

Дело в том, что, несмотря на всеобщее тягостное состояние духовного поля России, все же есть подвижки к лучшему. В Белокриницкой иерархии заметно возросло количество приходов. Происходит постепенное осознание необходимости перехода на древнее Богослужение, о чем здесь уже упоминалось. В 2000 году РПЦЗ принесла покаяние за гонения на староверов. По-видимому, следует также учитывать объединение РПЦ МП и РПЦЗ.

Но могут ли никониане влиять на процесс в лучшую сторону? Этого мы не знаем. Это не в нашей компетенции. Пожалуй, здесь важна тенденция, нужны попытки к движению в нужном направлении, решительность намерений. О большем, по-видимому, говорить не приходится, поскольку в возможности спасения без покаяния за грехи предков сомневаются даже сами новообрядцы. Борис Кутузов [5] говорит об этом прямо: "Думается, что такие праведники, как святые Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский, великим подвигом личного покаяния стяжали благодать, покрывшую также и грех перед старообрядцами, но это не значит, что рядовым новообрядцам не нужно каяться в этом грехе.” Об этом, возможно, писано и в Откровении Иоанна Богослова: "Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.”(Отк. 3,4)

Нужно уточнить: кровавая расправа с носителями Древлеправославия сегодня представляется не столько грехом перед старообрядцами, сколько грехом перед Богом. Современные никониане, скорее всего, являются потомками тех, кто во времена Раскола проявил равнодушие, малодушие, возможно, трусость (см. статью "Сруб не сгорел...”). А потомки тех, кто доносил, преследовал, пытал, сжигал и убивал, в соответствии с законом духовной наследственности ("…ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня…” (Исх. 20. 5,6), похоже, до наших времен не дожили.

Но нынешние новообрядцы вполне могут быть также и потомками тех, кто своим духовным подвигом созидал Святую Русь и Московское государство. Для них Господь обещал милость до тысячи родов: "…и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои” (Исх. 20. 5,6).

Как же можно было разрешить такую весьма непростую задачу? С одной стороны обещана "милость до тысячи родов”, с другой - те, которым это было обещано, проявили равнодушие, малодушие или трусость.

Противоречие это порождено Расколом и, как это ни странно звучит, может быть разрешено как раз именно благодаря Расколу. И, по-видимому, одним единственным способом - объединением Православия на основе древнего Богослужения, сохраненного староверами.

В любом ином случае история теряет смысл, а этого быть не может, так как не может потерять смысл Промысел Бога. Вопрос в том – нужны ли нам новые потрясения или у нас хватит духовных сил для осознания самих себя, своего духовного призвания и решительного поворота к созиданию.

Да, в первом приближении Раскол действительно представляется велией нелепостью. Но по мере углубления в историю и предысторию Раскола удивляет какая-то нарочитая выпуклость каждой нелепости. Эти нелепости поневоле приводят в состояние эмоционального, скажем так, недоумения. По-видимому, трудно найти хоть одного добросовестного исследователя Раскола, который в своих работах не сбивался бы со строго научного тона на эмоциональный.

Не избежал этого и Борис Кутузов [5]. Приведем только некоторые его высказывания: ²Трудно объяснить смысл и цели подобной правки, кроме как желанием вызвать соблазн, церковную смуту² [c. 22]; ²Каков соблазн был для верующих! И ведь таких бессмысленных изменений, а то и явной порчи текста, как видим, было немало. Отсюда проясняются истинные причины раскола.² [c. 23]; 

Логической нелепостью [c.145] называет Кутузов непоследовательность деятельности официальных властей, заключающуюся в том, что, как указывали староверы, если Никон прав, то зачем его изгнали, а если Никон неправ и враг Богу, то почему продолжается реформа?

Борис Кутузов приводит высказывание прот. Г. Фроловского о том, что Никона и Петра І роднит "этастранная легкость разрыва с прошлым, эта неожиданная безбытность и надуманность в действии”[c.65] и Н. Каптерева о том, что на соборе 1667 г. происходит "тенденциозное унижение пришлыми греками русской церковной старины, ее публичное тенденциозное поругание” [c.196].

А вот эмоциональное восприятие событий Раскола С. Зеньковским, приведенное Кутузовым [c.409]: "Психологический эффект всей правки Служебника, к чему фактически и свелись все "реформы” Никона, был ужасен... Сам глава Русской Церкви необоснованно и легкомысленно начал нарушать "лепоту” русского Богослужения, за полноту восстановления которого боголюбцы боролись уже десятки лет. На ум невольно приходила мысль, что новая прихоть патриарха была подсказана ему злой силой, что русская иерархия, с Никоном во главе, впала в соблазн, и что руководители "правки” греки и южноруссы, только являются исполнителями страшного заговора сил тьмы”.

Вот здесь, по-видимому, С. Зеньковский попал в самую точку, если под "лепотой” русского Богослужения он понимает ту благодатную возможность достижения единства народа и Бога, благодаря которому стали возможны уникальные явления - Великое Стояние Киево-Печерской Лавры, Великое Стояние в Вере за Отечество - сотворение Московского государства и Великое Стояние в Вере за Веру во времена Раскола и после него (см. ст. ²В защиту старообрядческой иерархии). Отказ от древнего Богослужения, которое является неотъемлемой частью истинного Православия следует считать "венцом” нелепостей "реформаторов”, ведь только Богослужение обезпечивает духовную преемственность поколений, поэтому силы тьмы старались порушить именно Богослужение.

В Ветхом Завете Богослужению придается огромное значение. Подробно, с мельчайшими деталями, указывается устройство скинии, ковчега, стола, светильника, жертвенника курения, жертвенника всесожжения и другие необходимые принадлежности. Все обкладывалось золотом, серебром, медью и инкрустировалось драгоценными камнями. Одежды священников шились из голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, прошивались золотыми нитями. Указывается подробно и сам порядок Богослужения. Фактически вся жизнь евреев являла собой Богослужение, настолько регламентирован был Богом каждый их шаг (книга Исход, Левит и др). Не может быть никакого сомнения, что с Новым Заветом, как следует из предыдущей статьи, люди получили и новое Богослужение, которое к настоящему времени исказили  или отринули все, кроме староверов.

Неменьшим духовным преступлениям в сравнении с искажением древнего Богослужение, на мой взгляд, является искажение Символа Веры. Так, Никон издал книгу "Скрижаль”, в которой преданы проклятию и анафеме те, кто исповедует в Символе Веры Духа Святого истинным. Оба этих обстоятельства – искажение Символа Веры и древнего Богослужения - и могли явиться первопричиной всему происшедшему тогда и происходящему до сих пор.

Приводя многочисленные характеристики личности Алексея Михайловича, данные современниками царя и более поздними исследователями, Борис Кутузов делает вывод: "недалекий, слабоумный царь, воспитанный в рабском преклонении перед иностранным, легко подчиняющийся посто-роннему влиянию и находящийся в духовной прелести, возможно, зомбированная личность, был игрушкой в чужих руках” [c.220].

А разве не в зомбированном состоянии участники Собора приняли редакцию формулы триперстия, согласно которой не-задействованные персты "наклонены и праздны” [1, ²Сруб не сгорел...²]? А что сказать о нелепых, неоправданных и чрезвычайных жестокостях, сопровождавших Раскол? Какими эпитетами можно передать это торжество зла?

Здесь я хочу попросить прощение за введение понятия: "нелепые жестокости”. Жестокость возмутительна по отношению к кому бы то ни было. И все же нас трудно удивить, если жестокость проявил бандит, головорез или маньяк. Такие поступки этих несчастных людей могут быть объяснимы (но не оправданы) либо дурным воспитанием, либо душевной болезнью. Т.е. их жестокие поступки могут быть объяснимы.

Но когда жестокости совершают люди, называющие себя верующими христианами, а тем более духовными отцами нации, обязанными по долгу службы проповедовать любовь к Богу и ближнему, тогда злодеяния этих людей необъяснимы и их иначе, как "нелепыми жестокостями”, не назовёшь. Б. Кутузов так и пишет: ”Пожалуй, трудно объяснить это неистовое зверство”.

Можно привести еще много нелепого и абсурдного в действиях "реформаторов” и по Кутузову, и используя работы других авторов. Кутузов солидарен с А. Карташевым, С. Зеньковским в том, что "никонова "реформа”, будучи необоснованной ни богословски, ни канонически, совершалась по причине сугубо политической, а именно: она была первым шагом идеологического характера в направлении создания единой Греко-Российской восточной православной империи под главенством русского царя, воспринимающего древний византийский престол” [c.387].

По-видимому, с этим можно согласиться. Такая навязчивая идея, которую автор называет "византийской прелестью” действительно могла быть основой побудительных мотивов деятелей "реформы”. Можно согласиться и с тем, что руку к этому приложил Ватикан.

Но здесь нужно оговориться. Эти побудительные мотивы являются мотивами человеческими, т.е. результатами умственной деятельности людей со всеми их пороками и слабостями, усиленными, естественно, возможностями положения, занимаемого ими.

Но почему же никто не задается вопросом, а зачем попустил это Господь? Какой же Высший Смысл происшедшего?

И вот такая постановка вопроса, попытка поиска Высшего Смысла приводит к вполне определённым выводам, отличным от общепринятых. Например, Кутузов пишет: "Трагедия Русской Церкви, России, Православия - таковы результаты этого грандиозного безумного "проекта века”. Известны по этому поводу подобные высказывания А. Солженицина и других авторов.

И вот с этим положением никак нельзя согласиться. Да, это была трагедия, но она, по-видимому, была необходима именно для сохранения Христовой Церкви, Православия и Святой Руси и может быть обоснована "нашествием цивилизации” (см. ст. ²Сруб не сгорел...², ²В защиту старообрядческой иерархии²). Ведь до этого уже был "мягкий”, без потрясений, отход от истинного Православия в Византии. Во времена, уже достаточно близкие к описываемым событиям Раскола наметилась тенденция такой же "мягкой” потери Православия в Южной Руси под влиянием латинства. Не все благополучно было и в Мос-ковской Руси - события второй половины XVI века, в результате которой прекратилась династия Рюриковичей и началась Смута, явились следствием нашего увлечения иноземщиной (см. ст. ²Сруб не сгорел...²). Но все же последним бастионом истинного Православия оставалась именно Московская Русь.

Когда в ветхие времена Господь создавал свой народ, он на четыреста тридцать лет отдал его в плен к египтянам. Была ли это трагедия? Конечно. Сколько унижения, исковерканных судеб, характеров, личных, человеческих трагедий! Но с точки зрения Высшего Смысла это было очищение, воспитание, созидание избранного народа. А сорок лет блуждания по пустыне? Тоже занятие не из приятных, но и в нем был Божий Промысел. За это время были выявлены ропщущие и недовольные, требующие возврата в плен к сытой жизни. Народ был очищен от них и в землю обетованную пришел уже без психологии раба.

Вернемся к работе Бориса Кутузова. "Уже из сравнения старой и новой Псалтыри сам собой возникает вопрос, не приказали ли правщикам "исправлять так, чтобы вызвать соблазн, а затем раскол и смуту в Русской Церкви?” [5, c. 28]. Кутузов сам же и отвечает: "Такую "правку” могли совершать только враги Божии, и как же было не восстать всем подлинно верным Христу?” Можно еще приводить массу примеров нелепостей, которые настолько нарочито выпуклы как будто специально для того, чтобы восстали все честные люди, и образованные, и неграмотные.

И все же, правомерна ли сама постановка вопроса об особом участии Бога в истории русских, т.е., фактически, об их богоизбранности? Сейчас такая тема звучит все реже и реже. Как-то получилось так, что мы не можем себе позволить даже подумать о русской идее, особой миссии русских. Налицо деградация содержания русской идеи. Если во второй половине  XIX и в начале ХХ вв еще звучала тема особой миссии русского народа, как народа богоносца, то сейчас, в лучшем случае, русским предлагается какое-нибудь "евразийство”. Мы уже сами боимся признаться себе, что мы богоизбранный народ. Насмешки вызывает известное определение: "Москва – Третий Рим.” Нас приучают к тому, что ничего значительного русскими не было создано, а сами русские имеют психологию рабов. В результате наше отношение к нашей же истории какое-то странно поверхностное.  Мы в курсе многих событий и фактов из жизни других народов и государств, но слабо ориентируемся в собственной истории. Мы можем многое рассказать о католичестве, протестантизме, иудаизме, исламе, буддизме, но совершенно ничего не знаем о событиях Раскола. Вместе с тем именно в Расколе нужно искать ответы на многие злободневные сегодня вопросы, которые касаются всей истории человечества, а не только нашей.

Для того, чтобы мы никогда не узнали в чем собственно состоит миссия русских, действует, не покладая рук, огромная армия "доброжелателей”, подсказывающих нам общечеловеческие пути, по которым мы можем придти к общечеловеческим ценностям. Только бы не пришли к Истине, т.е. к Богу.  Таким миссионерам зла хочется ответить - зря стараетесь. Задумайтесь лучше над судьбой ветхозаветного змия. А мы, русские, рано или поздно,  с Божией помощью разберемся сами. Наша история богата примерами торжества народа, одухотворённого Верой. Нам есть с чем себя сверять.

В статье ²Сруб не сгорел, он все ещё горит² было высказано предположение, что целью Раскола является сохранение Святой Руси. Что же вмещает такое ёмкое понятие? Конечно же, сохранение Христовой Церкви, России, Православия и, конечно же, привычки жить православно.

 

Продолжение см. "Нелепость велия" Ч.2  

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви Барнаул, Изд- во БГПУ, 1999, 557 с.

2. Мельников Ф.Е. Конец сомнениям в законности старообрядческой иерархии. Барнаул: АКООХ-И "Фонд поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы”, 2003. –388 с.

3. Мельников Ф.Е. В защиту старообрядческой иерархии. http://semeyskie.narod.ru/

4. Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Матфея и Толкование Евангелия от Иоанна. СПб.: Общество святителя ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, 2000. –640 с.

5. Кутузов Б.П. Церковная "реформа” XVII века. М.: ИПА "ТРИ-Л”, 2003. – 560.

6. Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего. Издание Сретенсткого монастыря, 1996, 255 с.

7. Мороз С. Вне тела Христова. С-Петербург."Сатисъ”1995.- 42 с.

8. Мельников Ф.Е. Сектанство и Церковь перед лицом Священного Писания. В книге: Отвергает ли наука веру в Бога? том.3. Барнаул: АКООХ-И "Фонд поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы ”, 2001. – 469 с.

9. Воробьевский Ю., Соболева Е. Пятый ангел вострубил. М.: ООО "Палитрастатус", 2002, -448 с.

10.Воробьевский Ю. Шаг змеи. М.: ООО "Палитрастатус”. 2002. -528 с.

11. Костомаров Н.И. Раскол. Исторические монографии и исследования. М:. Чарли, 1994, 608 с.

12. Серия "Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях”: "Житие протопопа Аввакума. Житие инока Епифания. Житие боярыни Морозовой” Т.2. Ред. Г.М.Прохоров. СПб, Глаголъ. 1993. –240 с.

 

[1] Имеется ввиду Белокриницкая иерархия, так как во времена написания Ф.Мельниковым работы "Конец сомнениям в законности старообрядческой иерархии” Новозыбковского согласия еще не было.

[2] В Римской церкви принят также догмат о непорочном зачатии Божией Матери, культ сердца Исусова и Пресвятой Богородицы. Богословская критика этих положений известна. Из нее можно выделить то, что на эти догматы нет ссылок в Священном Писании, т.е. они являются следствием творчества "непогрешимых” пап. 

Категория: Мои статьи | Добавил: cpybvi (23.04.2013)
Просмотров: 673 | Рейтинг: 0.0/0