Главная » Статьи » Мои статьи

О воле доброй и воле злой

О воле доброй и воле злой

Ископаваяи ров впадется в онь,
и расставляи сеть увязнет в ней.
Творяя зло ввалится в не,
и не разумеет откуду ему приидет.
(Сир.27, 29-30)
 
Трудно переоценить значение объединения старообрядчества для судьбы Отечества. Такое знаменательное событие, если бы оно произошло, могло бы дать толчок и для уврачевания Раскола. Это очевидно. Но здесь надо учитывать, что некоторые старообрядческие согласия уже довольно далеко отошли друг от друга, например, согласия, приемлющие священство, и так называемые безпоповцы. Следовало бы ожидать, что так необходимое объединение могло бы начаться с объединения согласий, приемлющих священство. И в первую очередь насущно объединение наиболее многочисленных – РПСЦ и РДЦ, так как численность православных христиан, а точнее соотношение благочестия и греха, особенно в конце времён, несомненно, имеет решающее значение [1]. На первый взгляд представляется, что здесь не хватает только осознания значительности события и, конечно же, доброй воли, чтобы начать процесс объединения.
Но время идет, «а воз и ныне там». В 1991 г. произошел развал СССР. США вполне определились как империя зла и стали диктовать всем свои условия, в том числе и России. Последняя благодаря этому в лихие 90-е потеряла значительную часть своего суверенитета. Сейчас мы фактически находимся в оккупации.
А духовных основ к возрождению Отечества нет.
Попробуем разобраться в том, что же мешает объединению? Св. Григорий Богослов говорил: «Такова благодать Духа – единомысленных делает равночестными». В РДЦ категорически не признают РПСЦ, обвиняя её в том, что греческий митрополит Амвросий был присоединен неправильно, а потому в РПСЦ, якобы, нет апостольской преемственности. РПСЦ же фактически признает действительность преемства в РДЦ, так как принимает священников и епископов РДЦ в сущем сане. Получается, что РПСЦ тем самым признает свою неравночестность и, следовательно, справедливость претензий РДЦ по поводу обстоятельств присоединения митрополита Амвросия. Но такое положение вещей не может способствовать желаемому объединению, так как в РПСЦ всё же уверены в том, что митрополит Амвросий присоединён правильно. Налицо двойственная и неопределённая позиция РПСЦ.
Таким образом, в деле об объединении РДЦ и РПСЦ нужно достичь единомысленности. Например, если бы РПСЦ признала, что у неё нет апостольской преемственности, т.е. стала единомысленной с РДЦ, то это и явилось бы основой для объединения.
Вполне можно достичь единомысленности, если признать, что преемство есть и у РДЦ, и у РПСЦ. Но здесь возникает естественный вопрос – мог ли Исус Христос создать две Церкви, так, на всякий случай, если с одной что-то не получится, то получится с другой? Такую неуверенность Бога трудно представить, следовательно, мы можем предположить, что преемства всё же у кого-то нет - то ли в РПСЦ, то ли в РДЦ. Позиция РДЦ вполне ясна. Но на взгляд верующих РПСЦ спорна. Поэтому следует более пристально разобраться в том, а есть ли преемство у самой РДЦ?
Но мы не будем исследовать обстоятельства присоединения епископа к РДЦ. Наши дальнейшие размышления основаны на уверенности в том, что присоединение греческого митрополита Амвросия является знаковым. Т.е. митрополит Амвросий послан Богом, чтобы восстановить иерархию, а поэтому является истинным святителем. Следовательно, должны быть весомые обстоятельства для такого решения Господа.
Вспомним, как начиналась Никонианская церковь, ведь именно от неё был принят, как уверяют в РДЦ, епископ.
«Первое же распоряжение Никона об отмене двоеперстия и введении триперстия встретило сильное сопротивление и обличение со стороны московского духовенства. В Москве в это время выдавались своей пастырской деятельностью протопопы Иоанн Неронов, служивший в Казанском соборе, что на Красной площади, Аввакум из Юрьевца Поволжского, Даниил из Костромы, Логин из Мурома и другие. Во главе них стоял епископ Павел Коломенский. Все эти пастыри отличались необычайной ревностью о благе Церкви» [2, гл. «Противники и обличители Никона»].
«Перечисленные пастыри были высланы из Москвы, а некоторые из них и замучены в первый же год деятельности Никона - в 1653 г. В следующем году такая же участь постигла епископа Павла Коломенского. В этом году происходил в Москве собор под председательством Никона по вопросу о книжном исправлении. Епископ Павел, человек прямого и открытого характера, заявил Никону на соборе: "Мы новой веры не примем". Никон, будучи богатырского телосложения и огромного роста, собственноручно избил епископа Павла тут же, на соборе, сорвал с него мантию и немедленно отправил его в ссылку, тоже на далекий север - в Палеостровский монастырь (Олонецкой губернии). Здесь страдалец епископ подвергнут был по приказанию Никона жестоким мучениям и предан сожжению в срубе» [2, гл. «Страдальцы и мученики за святую Веру»].
Итак, в 1654-56 гг. (достоверных сведений не сохранилось) был убит последний дораскольный епископ, который мог бы продолжить апостольскую преемственность в Церкви. Но никониане на этом не остановились. Здесь нет необходимости перечислять все факты возмутительного неистового зверства, с которым Никонианская церковь и царская власть, благословленные на это на собрании еретиков 1666-1667 гг. (Святый Дух не мог присутствовать там, где ему было отказано в истинности), преследовали православных христиан, не принявших новины. Об этом написано достаточно много.
 
Но мы хотим сделать акцент на том, что на протяжении всей истории гонений никониане прилагали все усилия для того, чтобы уничтожить Христову Церковь! До присоединения митрополита Амвросия это можно было сделать только в том случае, если будут истреблены все беглые священники. При этом преследовались и попытки найти епископа.
Так, в 1712 г. ветковцам и донским казакам Игната Некрасова Иерусалимский патриарх Хрисанф обещал рукоположить епископов, но эти попытки были пресечены русским послом в Константинополе [2, гл.»Искание архиерейства»].
«В 1734 году судьба, казалось, улыбнулась поповцам и, в частности, ветковцам. Они нашли себе епископа. Это был пятидесятилетний киевлянин — монах, рукоположенный в 1724 году в несколько запутанных и странных обстоятельствах ясским, то есть молдаванским митрополитом Георгием, — немного авантюрный, но искренне верующий и добрый владыка Епифаний. Ветковцам удалось уговорить его возглавить поповскую церковь, но Епифаний, согласившись на предложение ветковцев, едва успел поставить им несколько священников, как был арестован перешедшими границу русскими войсками, увезен в Киев, где в скором времени и умер в общении с церковью» [3, Размежевание внутри старообрядчества. Поповщина.].
 
Власти придумывали все новые и новые законы для того, чтобы сделать жизнь православных христиан порой невыносимой. После периода кровавых гонений, пришедшихся на вторую половину 17 века, «в царствование Петра их не сжигали массами, но отдельные случаи сожжений и других смертных казней были нередки. Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным окладом: если, например, последователь новой веры (господствующей церкви) платил в казну за себя 5 руб., то со старообрядца взыскивали 10 руб. Кроме того, взимали с каждого мужчины 50 рублей в год за ношение бороды. Со старообрядцев взыскивали пошлину и в пользу духовенства новообрядческой церкви. Брали с них штрафы и за то, что у них священники совершали духовные требы. Словом, старообрядцы были источником доходов и для правительства, и для духовенства. Они выносили на себе страшные тяготы всего государства. Однако за это они не пользовались в этом государстве никакими правами: им воспрещалось занимать какую бы то ни было государственную или общественную должность; не дозволялось быть даже свидетелями на суде против православных, т.е. последователей новой церкви, хотя бы последние были привлечены к суду за воровство, убийство или за другие тяжкие преступления. Старообрядцам приказано было носить особую одежду: мужчинам - однорядку с лежачим ожерельем и сермяжный зипун со стоячим клееным козырем красного сукна, а женщинам - шапки с рогами и тоже сермяжный зипун с красным козырем. Это было издевательство и посмешище над русскими благочестивыми людьми.
Старообрядцы, записавшиеся в двойной оклад, числились записными. Но громадное большинство старообрядцев было незаписным: они жили тайно, скрываясь от властей. Такое состояние было, однако, еще разорительнее, ибо оно было крайне опасным. Их постоянно разыскивали и ссылали на каторгу. Причем разыскивать их были обязаны и сами записные старообрядцы. Правительство заставляло их быть предателями своих родных отцов и матерей, братьев и сестер. Чтобы иметь больше поводов преследовать старообрядцев, Петр приказал даже выдумывать ложные дела на них, а духовенство все ожесточеннее, все настойчивее требовало истреблять старообрядцев как врагов церкви и государства, хотя они были самыми верными чадами святой, истинно православной Церкви и самыми преданными сынами своего родного отечества» [2, гл. «Непрерывные гонения»].
В царстование Павла I в 1790 г. было учреждено единоверие. И это несмотря на страшные клятвы собрания еретиков 1666-1667 гг. Показательно, насколько неудержным было желание никониан уничтожить Христову Церковь, если они пошли даже на попрание собственных клятв.
Высшим духовенством Никонианской церкви было сочинено подложное деяние собора на Мартина Армянина [2, гл. «Непрерывные гонения»]. Довольно долго эта фальсификация была основой в «миссионерской» деятельности никониан даже несмотря на то, что была разоблачена [8].
Есть и многие другие примеры подлогов и фальсификаций.
Одновременно уничтожались храмы и моленные, духовные центры старообрядчества, монастыри и скиты. Эта деятельность властей и Никонианской церкви достигла своего апогея в царствование Николая I, т.е. в первой половине 19 в. Как видим, власти и Никонианская церковь наступали широким фронтом, задействовали все возможности пропаганды и репрессивной машины государства, наладили систему сыска и доносительства.
 
И всё это для того, чтобы уничтожить Христову Церковь.
 
Есть такой непреложный духовный закон – роешь яму другому – сам попадешь в неё: «Ископаваяи ров впадется в онь, и расставляи сеть увязнет в ней. Творяя зло ввалится в не, и не разумеет откуду ему приидет» (Сир.27, 29-30).
 
Если следовать логике этого закона, то Никонианская церковь, задавшись целью уничтожить Христову Церковь, сама должна была перестать быть церковью, т.е. стать сектой, пусть и с православной риторикой. Единственный возможный путь для этого - утрата апостольской преемственности.
Никониане могли утерять преемство ещё в 1656 г. Согласно 7-му правилу III Вселенского Собора мерой православной веры является Никео-Цареградский Символ веры. Святый Собор определил: «да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнут слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, если суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; если же миряне: да будут преданы анафеме».
Никон, исключив из Символа веры прилагательное «истиннаго» как характеристику Святаго Духа, тем самым заявил, что он не верует в Его истинность. Сам факт исключения прилагательного «истиннаго», несомненно, является хулой на Святаго Духа, которая, как известно, не прощается: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.21, 31-32). Одновременно был исключен и догмат о единстве, нераздельности и единосущности Святой Троицы, который в Символе веры исповедуется через исповедание истинности Каждой Ипостаси [4,5].
Согласно 7-му правилу сам Никон мог лишиться епископства еще в 1655 году, т.е. когда напечатал сборник «Скрижаль», в котором предал анафеме тех, кто исповедует Духа Святаго как Господа истиннаго.
Сборник был прислан Никону константинопольским патриархом Паисием в 1653 г. и переведен на славянский язык справщиком Арсением Греком. Потом он был дополнен ответами константинопольского патриарха Паисия на посланные ему вопросы Никона, касающиеся обрядов, а также деяниями собора 1656 г., касающимися изменения перстосложения и Символа веры. После утверждения на соборе книга была выпущена из типографии. Таким образом 1656 г. можно считать годом основания новой церкви, в которой не стало апостольской преемственности. На собор прибыли православные епископы и священники, а покинули его миряне, находящиеся под анафемами святых отцов III Вселенского Собора и Стоглава.
Напомним, что Павла Коломенского - единственного епископа, который мог бы продолжить преемство, никониане убили, скорее всего, ещё до собора 1556 г. Во всяком случае участники собора знали, что в случае несогласия их ждёт суровая расправа. Таким образом, в яму, которую начали копать никониане для Христовой Церкви в 1653 году, они попали сами, что вполне соответвует духу закона о копании ям другим.
Но Бог долготерпелив и многомилостив. Поэтому вполне можно предположить, что никониане не лишились апостольской преемственности ни в 1956 г., ни в 1667 г. И у них остался шанс для исправления ситуации.
Однако возврата к Православию не произошло. Более того, никониане не остановились и продолжали, как мы убедились выше, копать яму и ставить сети для Христовой Церкви. Естественно, были созданы предпоссылки для всё большего увязания Никонианской церкви в яме.
Рассмотрим никонианский вариант чина Крещения образца 1667-1915 гг. Известно, что никоновские справщики изрядно исказили текст чина [6]. «Тексты Литургии также подверглись искажению и порче. «Правка» коснулась даже Символа веры, явно ухудшив его. Огромное количество ошибок появилось и в чине Крещения.
Приведем два примера:
Ст. текст: «… молимся Тебе, Господи, ниже да снидет с крещающимся дух лукавый».
Н. текст: Ниже да снидет «…с крещающимся, молимся Тебе, дух лукавый».
 
«Удумали со дьяволом книги перепечатать, вся переменить… в крещении явно духу лукавому молитца велят», – писал с болью в сердце протопоп Аввакум (здесь автор ссылается на «Житие» Аввакума –В.Б).
Около 200 лет священники, крестя народ, читали эту молитву, и только в 1915 году одумались и вернулись к дониконовскому варианту. Сколько же лет эта ошибка работала на раскол, позволяя староверам обличать новообрядцев в кощунственной порче текста?
 
Ст. текст: «Отрицаюся сатаны и всех дел его и всея службы его и всех аггел его и всего студа его».
Н. текст: «… и всея славы его».
Какая слава может быть у «лукаваго»? Один «студ» и срам, как и написано в дониконовском чине Крещения.
В книге Б.П.Кутузова «Церковная «реформа» XVII века» приведено около 62 примеров порчи текста чина Крещения (С. 242-248).»
 
А вот еще пример [7]: «Старый текст молитвы из чина крещения: "Запрещает ти диаволе, Господь наш Исус Христос пришедыи в мир и вселивыися в человецех”. Новый текст: "Запрещает тебе Господь, диаволе, пришедый в мир и вселивыйся в человецех”. На кощунственную порчу текста неоднократно указыва​ли реформаторам и их последователям, однако новообрядцы вернулись к дониконовскому варианту, пожалуй, лишь в Требнике, изданном в 1979 году.»
Итак, в никонианском варианте чина Крещения мы видим как минимум три явных кощунства. Несомненно, что тексты подсказаны дьяволом. Здесь нельзя не согласиться со святым протопопом Аввакумом. Спрашивается, а может ли состояться Таинство, если его сопровождать кощунственными текстами, подсказанными дьяволом?
Но, даже если бы была написана явная абракадабра, то тогда к никонианскому варианту чина Крещения можно применить понятие небрежность: «И сказал Господь Аарону: ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех за [небрежность во] святилище; и ты и сыны твои с тобою понесете на себе грех за [неисправность] в священстве вашем» (Числ.18,1). А то, что никонианские попы 250 лет (до 1915 г.) бубнили кощунства, не понимая смысла бубнимого, разве это не небрежность? «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер.48,10).
В чине Крещения есть и обращения к Исусу Христу. Но никониане обращаются не к Исусу, а к Иисусу. Т.е. они обращаются к какому-то другому богу, не к Тому, с именем Которого наши предки создали великую удерживающую Державу, следовательно, в никонианском варианте чина Крещения они еще отрекаются и от имени Бога. Кстати, факт неотречения от имени Бога является одним из основных признаков, по которому следует искать Филадельфийскую Церковь: «знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего (Отк. 3,8).
Крещаемый должен произносить Символ Веры. В никонианском варианте Символа Веры исключением прилагательного «истиннаго», возведена хула на Бога Святаго Духа, которая не прощается, о чем мы уже говорили выше.
Никонианская церковь по уши в крови невинных страдальцев. Сейчас они лгут, говорят, что это творили гражданские власти. Но это не так. На собрании еретиков 1666-1667 гг. постановили применять «телесные озлобления» к противящимся нововведениям. Рекомендовано: «овым языки отрезаша, овым руце отсекоша, овым уши и носы, и позориша их по торгу и потом сослани быша в заточение до кончины их.»
«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт 4. 9-11).
 
Наше рассмотрение никонианского варианта чина Крещения показало, что в нем фатально соединились хула на Святаго Духа, отречение от имени Бога, кощунства и небрежность в исполнении. А кровь невинных страдальцев и мучеников за Веру вопиет…
Похоже, что случай в истории христианства уникальный. Даже самые последние еретики не позволяли себе такого.
C одной стороны никонианский вариант чина Крещения, а также множество издевательств «справщиков» над богослужебными текстами, можно рассматривать как рецидив отпадения от Бога еще в начале никонианства. И все дальнейшие действия по уничтожению Христовой Церкви являются рецидивом такого отпадения. Но если предположить, что по милости Божией и Его долготерпению, Никонианская церковь не была лишена апостольской преемственности в 1653-1667 гг., тогда все последующие действия никониан являются продолжением копания ямы для Христовой Церкви. Естественно, в этом случае никонианский вариант чина Крещения можно рассматривать как действенный способ лишения апостольской преемственности – т.е. закапыванием себя в выкопанную для Христовой Церкви яму. В первом акте трагедии заряженное ружьё было повешено на стене и ожидало своего времени чтобы выстрелить. Неотъемлемым приложением к такому варианту чина Крещения являются то ослабевающие, то опять усиливающиеся гонения на православных христиан, которые вновь достигли очередного пика в николаевскую эпоху. Всё это могло к середине 19 века переполнить чашу терпения Господа и именно тогда Никонианская церковь превратилась в секту, т.е. лишилась апостольской преемственности. Бог попустил то, к чему 200 лет слепо («и не разумеет откуду ему приидет»), но последовательно, настойчиво и неукротимо стремились сами никониане.
 
Нельзя было брать преемство от никониан.
 
Люди обладают свободой выбора. От их воли зависит что выбрать - добро или зло. Никониане выбрали зло. И до сих пор ему следуют.
В свете вышеизложенного становится ясно, что все обвинения против самого митрополита Амвросия или какие-либо сомнения в обстоятельствах его присоединения к Церкви являются ложными. Напротив, митрополит Амвросий представляется истинным святителем, посланным Исусом Христом, чтобы восстановить полноту Церкви. А восстановление трехчинной иерархии в Церкви от греков является, несомненно, знаком Божиим. Да, греки - еретики, нарушившие Предание, но они не хулят Святаго Духа, они не отреклись от имени Бога. Они не подпадают под клятву святых отцов III Вселенского Собора, так как Символ веры у них является неискаженным и до сих пор.
Таким образом мы вполне можем достичь единомысленности с РДЦ в том, что у них нет апостольской преемственности, поскольку её нет и не может быть у никониан. А это значит, что не остаётся преград для объединения Православия, которого так давно и пока тщетно ждёт Отечество.
А помочь этому объединению должна добрая воля всех, кто за него болеет.
 
Виктор Бужинский
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1​ Бужинский В.В. Сруб не сгорел, он всё ещё горит. В защиту старообрядческой иерархии, с.75-77. http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/104-1-0-1518
 
2​ Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=133253
 
3​ Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. http://apocalypse.orthodoxy.ru/zenkovskij/38.htm.
 
4​ Бужинский В.В. Об удержании благодати. http://www.staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=368
 
5​ Бужинский В.В. Ещё об исповедании Догмата о Троице и Символе веры. http://www.staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=478
 
6​ Смирнов В.В. Падение Третьего Рима, с.11. http://verardc.ru/pdf/thethirdromesfall.pdf.
 
7​ Кутузов Б.П. Церковная реформа 17 века. http://kutuzov-bp.ru/cerkovnaja_reforma.htm
 
8 Козлов В.П. Ко уврачеванию расколом недугующих. http://www.top-personal.ru/officeworkissue.html?26 , http://www.top-personal.ru/officeworkissue.html?38 
 
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: cpybvi (27.04.2013)
Просмотров: 1401 | Комментарии: 5 | Теги: Раскол, Апостолькая преемственность, Перстосложение, Единомысленность, православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3  
Беременность – не болeзнь, но oсобое cостояниe женскoгo opганизма и психики. Сегодня нe рaботaют совeты бaбушек, oни не знали стpесcoв и бешеного темпа cовременнoй жизни. Решиться на peбёнка, вынocить, рoдить здoрового малыша для соврeменной женщины уже пoдвиг.
Нa помoщь приходят послeдние pазрaбoтки мeдицины, опыт мнoгодетных мaм новогo покoления. Вcё, чтo вы хoтели знать о родaх и бepеменнoсти в oдном мeстe: рекомeндaции акушеpoв, рейтинги клиник, подвoдныe кaмни каждого тpиместpа и проcто интереcные новости из жизни будущих «звёздных» мам.
http://mamatam.ru/stafilokokk-u-rebyonka-pervogo-goda-zhizni - http://mamatam.ru/stafilokokk-u-rebyonka-pervogo-goda-zhizni

1  
Думаю автору не мешало бы посмотреть на все проще.Есть единая церковь Христова,так будьте же ей причастны и верны,каких бы правил Вы не придерживались.Разве разделился Христос?Нет.Господь един и церковь едина.-Вспомните,чьи слова?

2  
Вячеслав, Христос не разделился. Это от Него отделились те, кто нарушил Предание Церкви. К концу времен только немногие верные Христу останутся в Его Церкви.

Имя *:
Email *:
Код *: