Главная » Статьи » Мои статьи

Равнодушие и теплохладность безплодны

Равнодушие и теплохладность безплодны

«Ты ни холоден, ни горяч.

Но как ты тепл, а не горяч и не холоден,

то извергну тебя из уст Моих». (Апок.3,16.)

 

       

        Тема, поднятая в [1,2], требует продолжения. Напомним, что в указанных работах было высказано предположение, что в результате искажения Символа веры никониане подпали под правила и определения Вселенских Соборов и утратили апостольскую преемственность. Они исключили из Символа веры прилагательное "истиннаго" как характеристику Бога Святаго Духа, т.е. исказили Символ веры. В работе [2] приведено доказательство того, что одновременно был исключён и догмат о единстве, нераздельности и единосущности Святой Троицы, так как этот догмат в православном Символе веры исповедуется через исповедание истинности Отца, Сына и Святаго Духа. Следует при этом сказать, что никониане всё же утверждают, что веруют и в истинность Святаго Духа, и в Святую Троицу. Искажение же Символа веры объясняют тем, что их вариант Символа веры - это перевод с греческого, а там нет «истиннаго». Поэтому, настаивают они, нет оснований заявлять, что у них что-то не в порядке с апостольской преемственностью.   

     Но мы не будем торопиться с выводами. Отметим лишь, что в православном (дораскольном) Символе веры исповедуется и истинность Святаго Духа и догмат о Троице. Т.е. мы, православные, веруем и исповедуем, а никониане пусть и веруют, но не исповедуют, а только подразумевают, что Дух Святый истинный. Однако следует сказать, что "сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение" (Рим. 10, 10). Т.е. разница в том веровать и исповедовать или только веровать, но не исповедовать, всё же есть. Значит есть и искажение Символа веры. Только так ли всё фатально? Есть ли основания применить к никонианам упомянутые правила?

     Чтобы разобраться в этом, нам нужно прежде всего решить что такое Символ веры – это часть Предания Церкви или текст, придуманный людьми, который ещё и переводится людьми.

  Попробуем доказать, что Символ веры является частью Предания Церкви. Действительно, исключение никонианами «истиннаго» (что очевидно) привело к исключению догмата о единстве, нераздельности и единосущности Троицы [2]. Прилагательное «истиннаго» имеется только в русском варианте Символа веры. Никейский и Никео-Цареградский тексты только подразумевают истинность Святаго Духа, что отнюдь не говорит о каких-либо недостатках этих вариантов Символа. От русского Символа веры их отличает только буква, но по духу они идентичны, так как в материалах Никейского Собора имеется разъяснение [2], что Дух Святый является истинным наряду со Отцем и Сыном. Стало быть, все три варианта Символа веры по духу являются Никейским Символом веры.

    И только в России Никейский Символ веры был проповедан с исповеданием истинности Святаго Духа и догмата о Троице. Это значит, что мы имеем тот же Никейский Символ веры, но только догматически завершенный. Поэтому он является частью Предания Церкви и с тех пор, как был проповедан, стал законом для православных.

Иными словами:

ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ В ЧАСТИ ИСПОВЕДАНИЯ ИСТИННОСТИ СВЯТАГО ДУХА И ДОГМАТА О ТРОИЦЕ МЫ ИМЕЕМ ОРИГИНАЛ, А НЕ ПЕРЕВОД [2].      

Т.е. так было задумано Исусом Христом, а потому является Преданием Церкви. 

Что и требовалось доказать. 

     Что же даёт нам это доказательство? Оно даёт нам возможность сделать далекоидущие выводы:

  1. Православие осталось только в России;
  2. Всё, что было отринуто никонианскими реформаторами, является Преданием Церкви;
  3. Всё, что было принято реформаторами является причиной гибели Византии;
  4. Никониане только декларируют свою веру, но не веруют;
  5. Исключение из Символа веры прилагательного «истиннаго» как характеристики Святаго Духа является хулой на Него и Святую Троицу;
  6. Равнодушие и теплохладность безплодны;
  7. Раскольниками являются никониане;
  8. Никонианство – это секта.

Рассмотрим каждый пункт в отдельности.

  1. Православие осталось только в России

   Только в России Никейский Символ веры был проповедан с исповеданием (а не подразумеванием) истинности Святаго Духа и догмата о единстве, нераздельности и единосущности Святой Троицы. Наряду с тем, что Византия канула в Лету, можно утверждать, что Православие осталось только в России. Падение Византии при этом нужно рассматривать только с духовной точки зрения. Т.е. Византия погибла потому, что греки стали еретиками [3].  

  1. Всё, что было отринуто никонианскими реформаторами, является Преданием Церкви

    Этот вывод логично вытекает из того, что Православие осталось только в России. В Христовой Церкви нет ересей.

  1. Всё, что было принято реформаторами, является причиной гибели Византии

     Этот вывод логично вытекает из предыдущих пунктов. Кроме того, основной причиной гибели Византии является изменение перстосложения в Крестном Знамении. Cвидетельство святых отцев Стоглавого Собора: "Аще кто не знаменается двема персты, якоже и Христос, да есть проклят" (31-е правило Стоглавого Собора) - следует понимать как прямое указание на причину гибели Византии [3].

  1. Никониане только декларируют свою веру, но не веруют

      Применительно к историческому процессу методика познания, заповеданная Исусом Христом - «по плодам их узнаете их» (Матф. 7,16) - никонианами не применялась никогда. Если бы Никон, задумав реформу, обратился к учению Христа, то естественно, он никогда не стал бы её проводить. Следует особо сказать, что наши предки в совершенстве владели этой методикой познания. Здесь можно вспомнить пророческую «Повесть о белом клобуке» Димитрия Толмача. Широко известно также пророческое высказывание монаха Спасо-Елезаровской обители Филофея о Москве, как Третьем Риме: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».  На чём основывались эти пророческие слова? Известно, на том, что Византия пала и чистота веры осталась только в России. Получается, что учение Исуса Христа для никониан - пустой звук. Для них греки явились и до сих пор являются образцом для подражания. С тех пор прошло 350 лет, но никонианская богословская наука так и не смогла освоить эту методику. Вместо этого они неустанно твердят миф о Вселенском Православии как совокупности поместных церквей во главе с вселенским патриархом, который в действительности находится в плену у турок. Кстати – тоже яркий пример, к которому можно применить учение Исуса Христа – «по плодам их узнаете их».     

  1. Исключение из Символа веры прилагательного «истиннаго» как характеристики Святаго Духа является хулой на Него и на Святую Троицу

     Этот пункт как бы дополняет предыдуший о том, что никониане на самом деле не веруют, а только декларируют, что веруют. Если относиться к Символу веры как части Предания Церкви, то можно однозначно сказать, что исключение «истиннаго» является хулой на Святаго Духа. Так как у никониан получилось, что Святый Дух утратил истинность. Это стало означать, что Троица утратила единство и нераздельность. Это стало означать, что Отец и Сын имеют одну божественную сущность, а Дух Святой такую же сущность утратил и Троица, т.е. Бог перестали существовать [2]. Разве это не хула на Божество - и на Святаго Духа, и на Троицу, которая "не простится... ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12, 32)? А тот факт, что одновременно с исключением «истиннаго» исключен догмат о единстве, нераздельности и единосущности Святой Троицы, в свою очередь убедительнейшим образом доказывает, что и Символ веры в русской редакции, и всё, что отринули никониане, является Преданием Церкви. В течении 350 лет православные богословы объясняли никонианам, что нельзя нарушать Предание. Но вся лукавословская наука никониан работала на то, чтобы доказать недоказуемое. Доказать, что чёрное является белым. Впрочем, с основанием единоверия риторика никониан изменилась. Но об этом в следующем разделе.

  1. Равнодушие и теплохладность безплодны

        «Ты ни холоден, ни горяч. Но как ты тепл, а не горяч и не холоден,то извергну тебя из уст Моих» (Апок.3,16.). Нововведения Никона никогда не были бы приняты, если бы с ним не согласилось большинство епископов. Но многие боялись Никона и помнили о судьбе епископа Павла Коломенского. Они боялись Никона больше, чем Бога, что говорит об их равнодушии и теплохладности в вере. Исключив «истиннаго», приняв другие нововведения, никониане фатально подзалетели. Это красноречивый пример того, что нельзя вот так, пОходя, обращаться со святыней и Преданием. Есть такое понятие как благоговение перед святыней. Это чувство вообще ничего общего с теплохладностью не имеет. Теплохладные и равнодушные не могут благоговеть перед святыней. Они не понимают - как это – благоговеть.

       Покажем, что равнодушие и теплохладность безплодны

    Об этом есть красноречивые примеры из Святаго Писания. По библейской истории Исаак имел от Ревекки двух сыновей. Исав был первородным и должен быть возглавить род. Однажды Исав вернулся с поля домой сильно уставший и голодный, и попросил брата Иакова, чтобы тот дал ему поесть. Иаков попросил взамен пищи первородство Исава, на что тот согласился, так как ему очень хотелось есть. Потом Иаков обманным путём получил благословение умиравшего отца, чтобы возглавить род. Отец в действительности думал, что благославляет Исава, но был стар, слеп и благословил Иакова. Несмотря на то, что Исав стал жертвой обмана, Господь принял благословение Исаака. Иаков стал родоначальником 12 колен Израилевых, а от Исава пошёл народ – идумеи, который потом исчез. Так теплохдадность Исава решила исход его последующих дел.

        Жена царя Давыда Мелхола пожурила его за то, что он от радости скакал перед ковчегом Господним как ребёнок, что, по её мнению, ему не подобало делать в его сане. И стала безплодной.

   Трудно понять человека, дерзнувшего исключить «истиннаго». Тем более, что добавление этого прилагательного не искажало Символ веры, а только констатировало всеобщее понимание того, что Дух Святый является истинным. Даже если не принимать во внимание, что одновременно добавляется исповедание догмата о Святой Троице, то вследствие добавления «истиннаго» Символ веры даже на слух зазвучал более гармонично. Исключение «истиннаго» мог сделать настолько недуховный человек, что его трудно назвать епископом, т.е. по определению человеком, который должен являться образцом духовности. Епископ, кроме того, должен уметь видеть духовные последствия такого решения.

     Напротив, добавление «истиннаго» было сделано высокодуховными людьми, возможно даже святыми. Скорее всего это произошло на Стоглавом Соборе. Св. Арсений Уральский писал [4], что ему известны списки Деяний Стоглавого Собора, в которых Символ веры читается с Господом и «истинным»: «Но в других списках Стоглава, во главе 9 пишется: нецыи невегласи глаголют: и в Духа Святаго истиннаго. Ино то негораздо. Сице подобает глаголати: и в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящего (Издание Кожанчикова, стр. 68, а казанского стр. 94)».

         Никонианская церковь, приняв от греков то, отчего погибла Византия и добавив хулу на Святаго Духа и Святую Троицу не могла приносить плоды – выполнять задачу удержания. Так же, как перестали выполнять такую же задачу и греки, но только за меньшие провины.

       Когда Моисей на мгновение усомнился в том, что ему велел сделать Бог, для него была закрыта земля обетованная.

         К никонианам применима притча о безплодной смоковнице

     Христова Церковь кроме задачи спасения имеет ещё и задачу удержания мира от анархии и хаоса. Это двуединая задача. Для исполнения этой задачи она обладает истинным Богослужением, т.е. таким, в котором нет ересей. В псалме говорится: «Священницы твои облекутся правдою, и преподобнии твои возрадуются. (Пс.131, 9). Свт. Иоанн Златоуст объясняет: «Правдою здесь он называет священные обряды, священство, богослужение, жертвы, приношения, а вместе с тем и безпорочный образ жизни, котораго особенно надобно требовать от священников». «Смотри: он не просит ни построения города, ни обилия жизненных припасов, ни другого какого-нибудь благополучия, но благолепия храма, успокоения ковчега, совершенства священников, совершенных обрядов, богослужения, священства» [5]. Священные обряды – это и есть истинное Богослужение. А ереси есть действие Тайны беззакония [3].

   Могла ли Никонианская церковь принести хоть какой-нибудь плод по выполнению задачи удержания. Конечно же нет, поскольку греки погубили Византию имея гораздо меньшие провины.  Как тут не вспомнить притчу о безплодной смоковнице, которая засохла. Эта историческая параллель даёт все основания предполагать, что Никонианская церковь тоже давно "засохла". Тем более, что кроме ересей, принятых от греков, были добавлены и вопиющие свои. Были искажены истинное Богослужение и Символ веры. Для реформаторов Предание Церкви было пустым звуком. Они его ничтоже сумняшеся порушили. Они ничуть не задумались над историей своего Отечества, которое к тому времени превратилось в великую удерживающую Империю – Третий Рим. Учение Исуса Христа - «по плодам их узнаете их» - для них тоже было пустым звуком. Они смеялись над «Повестью о белом клобуке». На собрании еретиков 1666-1667 гг они записали, что свою «Повесть» Димитрий Толмач придумал «от ветра главы своея». Идею об особой миссии России они в действительности понимали неправильно. Они не могли восхититься грандиозностью происходящего до них и отринули средства, которыми был воздвигнут и укреплялся Третий Рим.

         Равнодушные и теплохладные не могут приносить плоды

     Задачу удержания выполняла и сейчас выполняет Христова Церковь, которая никогда выполнение этой задачи не прерывала, хотя некоторое время пребывала без епископов. Когда не было епископов, Свою Церковь возглавлял Исус Христос.

  1. Раскольниками являются никониане

      Они же образовали новую неправославную церковь. Это доказывается легко. Поскольку был искажён Символ веры, (а православный Символ веры является частью Предания, что и было доказано выше), то церковь с искажённым Символом веры является неправославной. Она же виновата и в пролитии братской крови. 

  1. Никонианство – это секта.    

   Никониане исказили Никейский Символ веры, т.е. тот, который запретили менять святые Отцы. Речь идет о духе Никейского Символа веры, а не букве. Греки не исключали из Символа веры "истиннаго". В явном виде этого прилагательного там и не было. Там истинность Святаго Духа подразумевалась, так же как она подразумевалась и в Никейском Символе веры. Это не значит, что греческий вариант Символа веры (Никео-Цареградский) в чём-то имеет недостатки. Просто проповедан он был с некоторым подразумеванием того, что Святый Дух истинный и т.д. А в России он зазвучал догматически законченным. Т.е. это Никейский Символ веры стал догматически законченным.

С тех пор Символ веры Третьего Рима стал законом для православных. 

В ЧАСТИ ИСПОВЕДАНИЯ ИСТИННОСТИ СВЯТАГО ДУХА И ДОГМАТА О ТРОИЦЕ МЫ ИМЕЕМ ОРИГИНАЛ, А НЕ ПЕРЕВОД [2].

   Никейский Символ веры является частью Предания Церкви (см. доказательство выше), т.е. так его заповедал Исус Христос, Глава Церкви. Поэтому мы вправе говорить о том, что Никонианская церковь утратила апостольскую преемственность, поскольку из-за искажения Символа веры подпадает под правила и определения Вселенских Соборов: 3-го Вселенского Собора: «Иже к Никейскей вере, иную прилагает, епископ убо чужд епископии: мирский же человек, отвержен» [Кормчая, Правило 7, с 314-315]; 4-й Вселенский Собор «глаголет убо, по прочтении священаго исповедания веры, еже составиша первыи и вторыи собор, а третий утвердил. Повеле святыи и Вселенски Собор сей, иную веру никому же попущену быти износити, или списовати, или составляти или учити, или показовати. А иже смеют иную веру списовати или составляти, или износити, тии аще епископи будут или клирицы, да лишении будут, епископи убо от епископства, клирицы же от клироса. Аще же простии будут, да прокленутся тии» [Кирилова книга, О Святом Духе, с 362-405, гл. 5]. Выводы этих Соборов подтверждаются и на всех последующих Соборах.

       Вместе с тем исключение «истиннаго», как мы определили выше является хулой на Святый Дух и Троицу, т.е. отрицается их Божество. При этом никониане подпадают под прещение Главы Церкви Исуса Христа, гласящее о том, что хула на Божество "не простится... ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12, 32). Здесь интересно задаться вопросом, а остаётся ли при этом епископ епископом?

       То обстоятельство, что никониане якобы веруют в истинность Святаго Духа и Троицу на наш взгляд только усугубляет их положение, так как выявляет во всей неприглядности их равнодушие и теплохладность к учению Исуса Христа и Преданию Церкви. Здесь к никонианам применимо: «Ты ни холоден, ни горяч. Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Отк. 3,16.). Интересно, извергнутые из уст Христа епископы сохраняют епископство? А что было на собрании никониан 1666-1667 гг? Было полное одобрение ереси, хулы на Божество. Единоверие – красноречивый пример равнодушия и теплохладности. Сейчас нам говорят о «равночестности и равноспасительности обрядов», что то же самое. Всё это нельзя расценивать иначе, чем теплохладность в вере.

     Вера проверяется делами. Церковь со столь искажённым Символом веры и порушенным богослужением не могла приносить плоды, тем более, что и греки, имея намного меньшие провины, сгубили Византию. Никонианская церковь их и не приносила и, по-видимому, давно «засохла», т.е. превратилась в секту. Это произошло, скорее всего, в середине 19 в. Тогда к Церкви был присоединён греческий митрополит Амвросий, что в свете изложенного является событием знаковым. 

     Ариане и монофизиты не хулили Божество. Первые веровали, что Исус Христос является только человеком. А вторые, что Исус Христос является только Богом. Но в этом нет хулы на Божество. Они заблуждались, но не были равнодушны. Савл был гонителем христиан. По-видимому, у него это неплохо получалось, так как он был замечен Исусом Христом. И когда он понял своё заблуждение, то принёс достойные плоды в распространении Христианства и стал апостолом Павлом. Равнодушный и теплохладный человек не мог бы сделать такое.

       Учение Исуса Христа парадоксально. Понять Его учение могут только те, кто мыслит парадоксально. Они и возвращаются домой из никонианского Раскола. Так и происходит его уврачевание.

       Похоже, что иного пути уврачевания Раскола уже не будет.

       Виктор Бужинский

Литература

  1. В.Бужинский «О Воле доброй и воле злой» http://cpyb.ucoz.com/publ/o_vole_dobroj_i_vole_zloj/1-1-0-13
  2. В.Бужинский «Символ веры Третьего Рима» http://cpyb.ucoz.com/publ/simvol_very_tretjego_rima/1-1-0-27
  3. В.Бужинский «Свидетельство Стоглава» http://cpyb.ucoz.com/publ/svidetelstvo_stoglava/1-1-0-29
  4. Св. Арсений еп. Уральский «Оправдание Старообрядствующей Святой Христовой Церкви», с 5 http://www.semeyskie.ru/Opravdanie.pdf
  5. Святой Иоанн Златоуст "Беседы на Псалмы." Белгород: «Луг духовный», 2004, 635 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: cpybvi (03.04.2016)
Просмотров: 1145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: