Главная » Статьи » Мои статьи

В защиту старообрядческой иерархии. Ч.2.

В защиту старообрядческой иерархии. Ч.2.

 

Продолжение. Начало см. "В защиту старообрядческой иерархии" Ч.1. 
 
Нельзя не согласиться с Ф.Мельниковым, что всё свершалось под Божьим покровительством. Пять лет практически открытой деятельности Павла в австрийских чиновных структурах не заметили в России. Ведь не мог же он тайно общаться с императором Фердинандом и его чиновниками, прося их, чтобы они ничего не рассказывали Николаю І или кому-либо в России. И нужно обратить внимание еще на одну деталь: всё подготовлено было еще до присоединения епископа, когда даже неизвестно было, найдется ли он вообще? Только в 1845 г. были начаты поиски самого епископа. Настолько уверенным в себе и своей миссии можно быть, только ощущая благодатное единство с Богом. Это ли не чудо, когда происходит то, что как будто в принципе невозможно?!

Несмотря на столь явный провиденциальный характер событий, который должен был убедить всех старообрядцев в необходимости объединения вокруг образовавшейся Белокриницкой иерархии, этого не произошло и по сей день. Могут сказать, что труд Ф.Мельникова [3] впервые увидел свет в наше время. Вот если бы он написал его раньше, то тогда... Надо сказать, что то, о чем пишет Ф.Мельников, а особенно мистическая окраска событий была известна и раньше, ведь "История”  старца Корнилия [4] датируется 1881 годом.

Следует сказать, что идея объединения так или иначе всегда присутствовала в деятельности старообрядчества. до революции 1917 года Белокриницкая иерархия неоднократно обращалась с соборными посланиями и к поповцам, и к беспоповцам с призывами к объединению, однако, к сожалению, не была услышана [3]. Да, проходили съезды, организовывались увлекательные прения поповцев и безпоповцев, происходил заметный количественный рост приходов и т.д. Но главная задача не была выполнена - старообрядчество осталось разделённым на несколько неумеющих договориться между собой согласий и толков. Симптомы этой самой тяжелой и затяжной, как оказалось, болезни проявились сразу же после обретения иерархии. Можно вспомнить "неокружнический” раздор в самой Белокриницкой иерархии и т.д. Появился шанс для объединения в 1905 году после дарованной свободы вероисповедания. Но он был упущен.

Обосновывая значение и необходимость старообрядческой иерархии Ф. Мельников пишет [1]:

"Никто, надеемся, не станет отрицать того огромного значения, которое имеет старообрядческая иерархия как среди самих старообрядцев, так и во взаимных отношениях старообрядчества с господствующей в России церковью и русским правительством. Она - центр и руководящее начало всего старообрядчества. Старообрядчество может и должно объединиться не иначе, как вокруг старообрядческой иерархии.

Без иерархии старообрядчество не имело бы того о6аятельного величия, которое влечёт к нему всех верующих, искренне жаждущих церковной правды и законности; не столь заметна была бы в старообрядчестве и та внутренняя творческая работа, которая вывела его на путь открытого и свободного существования в государстве и которая укрепляет и развивает в недрах старообрядчества его духовные силы и дарования. Старообрядческая иерархия, как цемент, спаивает церковное здание старообрядчества и даёт ему могучий и правильный рост, внешнюю и внутреннюю красоту и несокрушимую силу.

Раньше, когда старообрядчество было лишено личного епископского руководства, оно вынуждено было по известным историческим причинам обходиться одними лишь священниками и дьяконами,- тогда о нем и духовное, и светское правительство думало, что оно временное, которому скоро наступит конец. Без иерархического начала старообрядчество должно было рассыпаться на мелкие согласия и во взаимной борьбе окончательно погибнуть и не оставить по себе никакой видимой памяти, кроме воспоминаний, печальных и ничтожных. Такого взгляда на конечный исход старообрядчества держались всегда и господствующая церковь, и русское правительство, и ими принимались соответствующие сему меры, чтобы этот взгляд осуществился на деле, как можно быстрее".

Сейчас мы видим, что распад России (имеется ввиду СССР), как наследницы Киевской Руси (т.е. общерусской  державы белорусов, украинцев и великороссов) уже произошел. Более того, под вопросом целостность той части России, которую населяют великороссы. Предсказывают даже, что китайцы отберут Сибирь, мусульмане Урал и Поволжье и т.д. Наконец, как подсказывают последние события, стало реальным нападение НАТО или даже только США на Россию, если им не понравится ход демократических реформ или найдется какой-нибудь другой пустяковый предлог, например, нарушение прав сексуальных меньшинств на полуострове Ямал. Предсказывают нападение США на Россию в 2010 г. Но всякое предсказание вызывает вполне естественное  сомнение.

Есть более надежный способ прогноза грядущих катастроф – кровоточение икон.

Так о чем же предупреждают иконы? Какой сценарий грядущих потрясений? Как скоро это произойдет? Какова дальнейшая участь России и каждого из нас? Как видим, вопросов больше, чем ответов.

Здесь необходимо остановиться для отступления. Эта статья была завершена в январе 2004 г. Но в интернете она так и не была опубликована. За прошедшие три года произошли цветные революции в Грузии, Украине. С некоторой натяжкой к таковым можно отнести и смуту в Киргизии и Узбекистане. Они происходили практически по одному и тому же сценарию, что говорит о хорошо отработанной и действенной технологии привода к власти в этих странах антироссийских сил. Причем, в отличие от нас, действуют они слаженно, продуманно и по всем фронтам.

Вместе с тем подобные революции – явление не новое и вполне объяснимое с духовных позиций. Каждая такая революция, в том числе и "красная" 1917-1924 гг. в России,"коричневая" 1933 г. в Германии, события конца 80-х и начала 90-х годов в СССР и "оранжевая" в Грузии и Украине – это прежде всего многомиллионные выступления доведенной до беснования безбожной толпы, которая в своих бедах винит кого угодно, но не себя. Меняются только условия и оттенки, но не меняется духовная основа происходящего.

Наверное, мало в мире людей, которые бы не были виновны хоть в малейшей мере в случившемся 26 декабря катастрофическом землетрясении, в котором погибло более 200 тысяч человек. Но, как в каждом глобальном и не очень глобальном потрясении более всего виноват тот, кому более и дано. Сейчас становится очевидным, что  Православие уже не в состоянии удерживать хотя бы видимость порядка в мире. Все более опустошительными становятся природные катаклизмы, все более непримиримой война цивилизаций с ежедневными многочисленными человеческими жертвами.

Оранжевая революция на Украине – это, с одной стороны, признак серьезнейшего ослабления Православия, с другой – стали реальными очередные попытки его уничтожения на суверенной территории Святой Руси. Несомненно, начался какой-то новый отсчет времени и об этом Господь объявил открытым текстом – переголосование второго тура было именно 26 декабря.

И хоть оранжевая "чума"  в России в 2008 г. не состоялась, впрочем, как и в Белоруссии,  говорить о каком-либо положительном сдвиге в духовном состоянии России нет оснований. Скорее наоборот. Агрессия Грузии против Южной Осетии вполне может быть провокацией с далеко идущими последствиями.

Конечно, мы должны отдавать себе отчет в том, что нынешние события – естественный апокалиптический процесс. Но это ни в коей мере не должно нас успокаивать. Нас не должно также успокаивать и то, что силы зла всегда погибают от собственного зла. Нам не должно быть безразлично, как мы, русские, завершим современную историю человечества. Бездействия Бог нам не простит. Он ждет нашего духовного сопротивления. Представляется, что даже поражение в военном противостоянии не самый плохой исход. Ведь само противостояние будет означать, что мы уйдём из истории несломленные духом. Гораздо страшнее, если Россия падёт в результате оранжевой революции или предательства. Это будет также означать, что история нас так ничему и не научила. И мы окажемся очень плохими, можно даже сказать, тупыми учениками.

Как и когда произошла утрата староверами качеств, столь необходимых для оберегания России?

Чтобы понять события 1917, 1991 гг., следует все же вернуться к 1905 году, когда с подписанием Николаем ІІ "Высочайшего указа об укреплении начал веротерпимости". К этому времени старообрядчество обладало огромным моральным и материальным потенциалом. Действительно, в условиях тяжелейших преследований им удалось восстановить священство, старообрядцы по уровню грамотности, морально-деловым качествам заметно превосходили остальное население России. Отработанные в тяжелейших условиях взаимосвязь и взаимовыручка, надёжность партнерства, умение вести коммерческие дела, накопленные средства производства, капитал, значительный людской ресурс. Казалось бы, обладая таким заделом, в новых условиях относительной свободы, учитывая динамику, например, даже в том же строительстве храмов, старообрядчество довольно скоро могло стать господствующей духовной силой. Вместе с тем,  мы пришли к первой мировой войне и  к 1917 г.

Не капиталы старообрядцев, по-видимому, нужны были Господу. Но, похоже, далеко не все это осознавали, всё больше увязая в накопительстве и излишествах. Как-то довелось посмотреть научно-популярный фильм "Русский модерн". Среди достижений архитектуры начала ХХ века не оставлен вниманием и особняк старообрядцев Рябушинских. Поразила причудливая изощренная архитектура, которая даже отдалённо не напоминает спокойное достоинство  дома состоятельного верующего. Суета и желание удивить застыли в этой «музыке в камне». С капитализацией России происходила явная подверженность староверов духу цивилизации. Прежде всего это касалось обитающих в городах. Возможно, в каких-то примерах поведения староверов проявлялась и гордыня. Наверное, можно найти что-либо еще.

Но есть еще одна сторона, которую можно, на наш взгляд, обосновать, если идти от обратного, пользуясь приведенными выше строками из Евангелия.

Зададимся вопросом, что будет, если разделившиеся не сами по себе родные (духовно и по крови) люди, предки которых одновременно, но по-разному и в разных местах перенесли столько горя и страданий, спасая Веру, не смогут сами по себе объединиться после того, как возникли для этого хоть малейшие возможности?

Это значит то же самое, как если бы они разделились сами по себе и хотя бы кто-то из них представляет силы зла! Больше одной Истинной Церкви быть не может. К 1914 г. мы имели несколько крупных согласий и толков старообрядцев плюс господствующую церковь. И государство оказалось на грани развала.

Апостол Павел призывает: "Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высших себя” (Фил. 2, 1-3).

Есть ещё один фактор. По-видимому, событиям 1917 или 1991 гг. рано или поздно суждено было случиться. Только горе тому, кто их приблизил или ничего не сделал, чтобы предотвратить. Но придет время, а, скорее всего, оно уже пришло, когда мы сознательно должны сделать выводы из нашей истории и, возможно, упредить какие-то катастрофические события или изменить нежелательный сценарий потрясений. Это было бы достойно избранного Господом более 1000 лет назад народа. И жертвы пострадавших за правоверие были бы не напрасны.  

Логично предположить, что и сейчас старообрядцы в ответе за сохранение державы, хотя, глядя на состояние современного старообрядчества, в это трудно поверить. И всё же, представляется, что необходимые для этого духовные силы, пусть пока и потенциальные, в старообрядчестве есть. Сейчас необходимо обозначить судьбоносную значимость объединения старообрядчества, поскольку в таком случае оно может стать оберегающим и сохраняющим государство фактором хотя бы просто потому, что произойдет количественное увеличение числа верующих действительно православно, т.е. фактически возрастет соотношение благочестия и греха, «уровня святости» общества, возрастет его благодатность. Это событие оказало бы огромное духовное воздействие на все стороны жизни общества. Произошли бы серьезные внешне- и внутриполитические события в пользу России. И стало бы просто легче дышать.

Как следует из Священного Писания, соотношение благодати и греха может сыграть решающую роль. Вспомним библейскую историю об уничтожении Господом городов Содома и Гоморры – прообраз конца Света. Авраам спрашивал у Господа, какое же количество праведников достаточно, чтобы Господь пощадил Содом (Быт.18, 23-33). Господь остановился на десяти. Таким образом становится ясно, что есть какое-то критическое отношение, ниже которого конец неотвратим. Ясно, что отношение это незначительно и, по-видимому, мы даже можем его определить. Возможно, в I Послании к Коринфянам святой апостол Павел называет число уничтоженных тогда грешников: "Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи” (1 Кор. 10,8)4. Нехитрые расчеты дают нам 10*100%/23000 » 0,043%. Примем для запаса и круглой цифры 0,05%. Расчет необходимого количества верующих для сохранения государства населением в 200 млн., исходя из рассчитанных 0,05%, составляет примерно 100 тыс. Конечно, "нельзя проверить алгеброй гармонию”, но все значительно в Писании, в том числе и приведенные числа. Поэтому вполне правомерны и приводимые соотношения.

Возможно, объединенное старообрядчество смогло бы собрать необходимое количество верующих, способных пойти на жертвы, как и их предки-староверы.

Конечно, приведенное обоснование слишком схематично. На самом деле все обстоит намного сложнее. Но упрощение необходимо, чтобы показать: Древлеправославие вполне может быть основной духовной силой или же находиться в авангарде духовных сил, задачей которых и является удержание мира от преждевременной анархии и хаоса.

В послании к фессалоникийцам апостол Павел пишет: "Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так-что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь”(2 Фес. 2, 3-4, 6-7).

Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что удерживающим является римское государство [5]. Т.е. удерживающим в настоящее время является Россия – наследница Рима, "Третий Рим.” Но само по себе государство не бывает без населяющего его народа, а вот в самом этом народе или хотя бы в части его, естественно, должны быть духовные способности и возможности для сохранения и удержания державы. Кому, как не истинной Христовой Церкви, тело которой составляет верующий народ, вменена обязанность быть "удерживающим теперь".

Каким же образом верующий народ может быть удерживающим? Кто или что может его организовать, направить, заставить быть единодушным и единомысленным, действовать целенаправленно и именно так, как угодно Богу? По какому закону должны действовать все, чтобы решить задачу сохранения и удержания?

Иван Кириллов [6] понимает в качестве такого закона обряд, происшедший из обычая: "обряд есть узаконенный соответствующей властью обычай; последний же есть сумма опыта в данной области. Обычай в бытовой жизни, санкционированный гражданской властью, получает вид закона; обычай в религиозной жизни, получив санкцию от духовной власти, становится обрядом. Гражданин, не исполняющий законов своего государства, терпит наказание, лишаясь тех или других прав; член Церкви, не исполняющий ее обрядов (законов), тем самым вычеркивает себя из списков ее духовных детей."

Епископ Михаил (Семенов) [7] придает особое значение духовной силе обряда: "Что такое обряд? Это "оболочка”, одежда догмы, говорили мы. Теперь продолжим немного иначе: это закрепленная духовная жизнь, сильный момент христианской жизни, великое мгновение, остановленное, так сказать, навеки, в целях духовного воспитания.” "Обряд в свое время создан великой мыслью, огромной духовной энергией, подъемом духовного настроения.” "Как теплота, духовная сила обряда сохраняется в нем в скрытом состоянии.” "Нельзя забывать то, что сказано о происхождении обряда. "Обряд не может убивать духа. Дух создал его, и, как воспоминание о прежде пережитом религиозном настроении, он снова будит это настроение, и, если душа не спит, внешность и обряд снова одухотворяются для человека и становятся для него силой животворящей.” "Не нужно забывать, что обряд, как сказали мы, "видимый покров незримой тайны, незримой истины, живое тело живой души”, вместе с тем есть, повторяем, "те ступени, по которым миллионы верующих века и века восходили к Богу.”

Федор Мельников [8] пишет: "Старообрядцы никогда не придавали значения обряду без его содержания, без той связи, которая уносит нас в глубину веков, соединяет нас неразрывной нитью почтения, авторитета с прежними церковными учителями, свв. мужами и свв. апостолами и созидает нас во единое церковное тело. В этом смысле обряд - по сознанию старообрядцев - никогда не умирает.” Ф. Мельников приводит также высказывания С.А.Апраксина по поводу "буквы”, т.е. обряда: "за этой буквой скрывается великий дух — Дух Божий, разум святоотеческий”, а также А.С. Хомякова:   "Видимое есть всегда только оболочка внутренней мысли. Обряд дело великое: это художественный символ внутреннего единства” (сочинения его, том I, стр.28); "Святая Церковь, — писал он, — исповедует веру свою всею жизнью своею: учением, которое внушается Духом Святым, таинствами, в которых действует Дух Святой, и обрядами, которыми Он же управляет” (т.II, стр.9).”

Подводит итог высказываниям, как представляется, святой Ефрем Сирин [9]: "Итак, пока не упразднится древнее Богослужение, которое теперь удерживает, чрез уготованное уже разрушение города (Иерусалима), и пока не удержится притом апостольство, которое теперь проповедует, и после него не распространится учение, дотоле не приидет день Господень, о коем те лживые соблазнители проповедуют вам, что он уже настает теперь². По словам св. Ефрема Сирина удерживающим может быть Богослужение, т.е. обряд в том смысле, в котором его и понимали только что цитированные авторы5. "Прежде чем проповедано новое служение” действует ветхое [9]. Заметим ключевые слова: "проповедано служение”.

Богослужение – сотворчество Бога и верующего во Христа человека. Богослужение проповедуется также, как и Святое Писание. Когда действовал Ветхий Завет, тогда действовало ему соответствующее Богослужение. Потом Господь дал людям Новый Завет и, естественно, для него нужно новое Богослужение. Как мы заметили, святой Ефрем Сирин не говорит о проповедании новых служений, он говорит о одном служении для всех без исключения людей, так как, в соответствии с Новым Заветом перед Богом все равны - и эллины, и евреи, и русские.

Из этого следует, что ничего нельзя изменять в Богослужении. Только посредством правильного, т.е. православного Богослужения возможно достижение единства Бога и народа. Богослужение определяет духовную преемственность поколений. Богослужение не заканчивается в церкви. Религиозным мироощущением освящается и быт христианина, в котором также присутствует Богослужение.

Только через сохраненное православное Богослужение, только через правильное прославление Бога возможно не только удержание, но и созидание. Вот почему нужно было держаться за Богослужение. Сохраняя Богослужение, старообрядцы сохраняли Веру, сохраняли Святую Русь. Утеряв древнее православное Богослужение, будучи еще независимой, 300 лет угасала Византия. В это же время крепло, росло, набиралось сил и могущества Московское государство. Созидалось в условиях ига. Только в единстве с Господом возможно такое.

Нет православного Богослужения без священства. Также любое богослужение, которое отличается от древлеправославного, есть неправославным.

Нужно обратить внимание вот на что. Апостол Павел говорит: "пока не будет взят удерживающий теперь”. Это значит, что перед концом света удерживающий должен быть, должен действовать, удерживать, сохранять, быть "теперь”.

А вот что по этому поводу думает безвестный старовер из Вятки: "Конец света нужно встречать созидаючи, Господь должен застать нас не в унынии, а в созидании” [10]. Что ж, лучше, пожалуй, и не скажешь! Пока в народе так думают, значит ещё не всё потеряно!

Осознание этого необходимо всем и в первую очередь староверам. Следует, по-видимому,  еще раз направить соборное послание ко всем согласиям и толкам староверов с изложением сложившийся ситуации, ответственности перед Богом, путей выхода из создавшегося положения и призывом к объединению вокруг Белокриницкой иерархии.

И всё же нужно готовиться к самому нежелательному повороту событий. Возможно, что никто не откликнется. В этом случае Белокриницкая иерархия должна действовать одна. Истинная Церковь потому и истинная, что может решать любую задачу, поставленную перед ней Господом. Нужно действовать с такой же самоотверженностью, энергией и упованием на Господа, как действовал инок Павел со товарищи при поисках священства. Так, чтобы сразу же стали видны результаты, чтобы Господь заметил тенденцию и решительность намерений. Нужно чётко определить цели и задачи, т.е. фактически сформулировать национальную идею. Первоочередной задачей является сейчас сохранение целостности оставшейся части России. Нужно отвести или хотя бы изменить сценарий  возможных близких потрясений.

Жизнь подскажет во всем своем богатстве и разнообразии самые нужные и правильные шаги. Тем более, что «изобретать велосипед» не надо. Господь уже все нам показал на примерах общежительства в духовных центрах староверов и даже на примере советской власти. Нужно только всё творчески применить. Нужно восстанавливать соборность в Церкви. Всё должно быть продуманно, честно и праведно, по святоотеческим правилам.

Могут сказать – зачем всё это, ведь конец света неотвратим, к чему эти возгласы и призывы. Учитывая наш горький опыт и осознавая, благодаря этому опыту, нашу удивительную историю, ответ очевиден - горе тому, кто приблизит этот конец или ничего не будет делать, чтобы его отдалить.

В ослании к Ефесянам святой апостол Павел пишет: "Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетливости ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их; Они, дошедши до безчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так познали Христа, потому что вы слышали о Нем, и в Нем научились, - так-как истина в Исусе, - отложить прежний образ ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины” (Еф. 4, 17-24).

Апостол Павел говорит нам, что наше обучение закончено. Теперь всё зависит от нас.

Итак, древнее Богослужение сохранено. Оно сохранено для удержания мира от полной анархии и хаоса, пока не исполнится всё, что должно исполниться. Оно сохранено для всех, кто в состоянии преодолеть стереотипы, для таких, как эти русские украинцы, участники современных стояний за Православие и Русь. Оно сохранено для всех других, на всех континентах. Не для проповедания ли древнего Богослужения староверы расселены по всей земле? Возможно и в этом тоже миссия русских? Служение старой и все-таки вечно новой Веры продолжается.

Таким образом, можно предположить, что Древлеправославие, как духовную силу, призванную решать задачу удержания мира от анархии и хаоса, не только нельзя сбрасывать со счетов, но наоборот: основная роль удерживающего возложена на старообрядцев, которые составляли и составляют до сих пор тело истинной Христовой Церкви. Об этом же красноречиво свидетельствуют и многочисленные сплетения фактов и событий провиденциального характера.

Такой вывод предполагает с новых позиций оценить роль Древлеправославия в истории России. Ослабление старообрядчества  негативно влияет на политическое и социально-экономическое положение России. По ряду причин к 1917 г. старообрядчество в некоторой степени утрачивает свойство удерживающей силы. Основным фактором при этом является разъединенность старообрядчества. На распад  России в 1991 г., кроме упомянутого фактора разъединенности, дополнительно повлияло уменьшение численности древлеправославных христиан.

Объединение старообрядчества явилось бы чрезвычайным событием, что, при определенных условиях и напряженной работе могло бы сохранить Россию, которой в ближайшее время грозят серьёзные потрясения.

В связи со стремительным уменьшением в мире и в России, в частности, удерживаемой благодати, что говорит о новой фазе апокалиптических времен, Белокриницкая иерархия, как истинная духовная сила России (общерусской державы русских), должна разработать и предложить обществу Программу действий и ряд чрезвычайных мер.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и вовеки веком. Аминь.

 

Виктор Бужинский

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Мельников Ф.Е. В защиту старообрядческой иерархии. http://semeyskie.narod.ru/

2. Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Матфея и Толкование Евангелия от Иоанна. СПб.: Общество святителя ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, 2000. –640 с.

3. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. http://www.kirov.ru/

4. Старец Корнилий. Краткая История о основании старообрядческаго святительского престола, состоящаго в Австрии, Львовской губернии Черновецкаго цыркула, в Буковине, близ местечка Сырета, в селе Белой Кринице, в монастыре в 1846 году. Генваря дня 1881 г.  http://www.kirov.ru/

5.Св. Иоанн Златоуст "Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам,

 Беседа 4." http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z11_2/Z11_2_15.htm

6. Кириллов И.А. Сущность обряда http://semeyskie.narod.ru/

7. Еп. Михаил (Семенов) Зачем нужны обpяды? http://semeyskie.narod.ru/

8. Мельников Ф.Е. Старообрядчество и обрядоверие http://semeyskie.narod.ru/

9. Святой Ефрем Сирин. Творения. Том 7. М.:Отчий дом, 1995. - З97 с.

10. Трушкова И.Ю. Старообрядчество как позднесредневековое православие (этнокультурологический аспект) // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы VIнаучно-практической конференции. М.: 2002. С.441-450.

 

 

1"Русский Блок” – политическая партия, пропагандирующая сближение с Россией.

2Суток.

3Филарет – раскольник, основал украинскую православную Церковь Киевского патриархата. Отлучен от УПЦ МП.

4Общепринятым является мнение о том, что речь идет о пребывании древних евреев в Ситтиме (Числ. 25, 1-9), где народ начал  блудодействовать с дочерями Моава и поклоняться языческим богам, за что и был наказан: "Умерших от поражения было двадцать четыре тысячи” (Числ. 25, 9). Это одно из трудных мест в Библии. Во-первых, потому, что указано другое число (двадцать четыре тысячи). Во-вторых, неизвестно, умерли ли они в один день. В-третьих, в послании апостола Павла говорится о погибших, а не умерших. Всходном сюжете гибели Содома и Гоморры нет двух из этих трех упомянутых противоречий, т.е., очевидно, что гибель (!) жителей этих городов была достаточно быстротечной, как раз именно за один день. Числа же погибших не называется. Вместе с тем, в Библии – богодухновенной Книге - не может быть неточностей.

Известные исторические источники рассказывают, что города  Содом и Гоморра были одними из самых богатых в мире. Окрестная  земля была исключительно плодородной, а, кроме того, полной золота, серебра и других полезных ископаемых. В книге Бытия говорится о том, что Бог уничтожил только один город Содом, однако во Второзаконии (29.22-29) список уничтоженных городов перечисляется полностью: "… по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей”. "Города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам” (2 Пет. 2.6).

Один из самых достоверных историков древности, живший в I веке по Р. Хр., Тацит так писал о районе Мёртвого моря: "…расстилаются равнины, которые… были некогда плодородны и покрыты многолюдными городами, а после выжжены небесным огнем… остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы… обуглилась, и не может плодоносить. Всякое растение, посаженное ли рукой человека, или само пробившееся… вянет, чернеет и рассыпается в прах. Что до гибели некогда славных и великих городов, то я готов верить, что их спалил небесный огонь.” 

При подводных исследованиях дна Мёртвого моря были обнаружены остатки древних строений. Новые археологические открытия прошлого столетия позволяют сделать оценку числа погибших в Содоме и Гоморре. Речь идет о ранее неизвестном государстве с названием Эбла, существовавшем во второй половине III тысячелетия до н.э. на севере современной Сирии. Самая же ценная археологическая находка в Эбле – 20000 табличек с клинописью, расшифровка которых дала неоценимые результаты. Архив Эблы заставил пересмотреть представления о зарождении цивилизации в Передней Азии. Долгое время считалось, что в III и II тысячелетиях до н.э. Сиро-Палестинский регион был отсталой территорией, разделявшей две области с развитой цивилизацией – Месопотамию и Египет, а единственными обитателями Сиро-Палестины были кочевники амореи. Теперь, благодаря открытиям в Эбле, стало ясно, что этот регион был населен не кочевыми или полукочевыми племенами, а в нём существовали высокоразвитые города-государства, подобные Эбле, которые поддерживали торговые и дипломатические отношения как с Месопотамией, так и с Египтом. В табличках найдены и названия городов Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, чем была доказана реальность их существования.

Население государства Эбла составляло 260 тыс. человек. Диаметр  был небольшой, всего 180—200 км. Таким образом средняя плотность населения Эблы составляла примерно 8 -10 чел\км2.

Учитывая упомянутые богатство исчезнувших городов и плодородие почв (т.е. существовала возможность для жизни многочисленного народа), данные о плотности населения можно с достаточной достоверностью использовать и для оценки количества погибших. Современная площадь Мёртвого моря составляет примерно 1000 км2. Таким образом, оценка числа погибших только на площади, занимаемой сейчас Мёртвым морем дает 8000 – 10000 человек. Если учесть, что часть прибрежных (особенно южных) земель Мёртвого моря неплодородна и до сих пор (т.е. она тоже была поражена огнём) и территория эта значительных размеров ("…расстилаются равнины”), можно с достаточным основанием утверждать, что в упомянутом послании к коринфянам, апостол Павел вполне мог иметь ввиду гибель "Содомских и Гоморрских” городов.

5Понятие "обряд” было навязано древлеправославным христианам их противниками. Староверов упрекали в обрядоверии. Вместе с тем, как мы видим, старообрядческие историки и богословы не отделяли форму от содержания.  Единство внутреннего и внешнего отстаивает и современный автор Глеб Чистяков в статье "Есть ли в Православии "обряды?” (www.miass.ru/news/ostrov_very). Он также утверждает, что термин "обряд” не только неправославный, но и еретический и никогда в Православии ранее не применялся.  Подчеркивая органичное единство внутреннего и внешнего в правильном Богослужении, сам термин "Богослужение”, на мой взгляд, следует писать с заглавной буквы. Тем самым подчеркивается непреложное значение истинно православного Богослужения.

Категория: Мои статьи | Добавил: cpybvi (22.04.2013)
Просмотров: 502 | Рейтинг: 0.0/0