Главная » Статьи » Мои статьи |
ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ, ЕСЛИ КТО-ЛИБО ИЗ ЛИЦ ТРОИЦЫ УТРАТИТ ИСТИННОСТЬ? Мы же речем, потеряли новолюбцы существо Божие отпадением от истиннаго Господа Святаго и Животворящаго Духа. По Дионисию, коли уж истинны испали, тут и сущаго отвергли. Бог же от существа своего испасти не может, и еже не быти несть того в Нем. Присносущен истинныи Бог наш. Лучше бы им в Символе веры не глаголати Господа виновнаго имени, а нежели истиннаго отсекати. В нем же существо Божие содержится. Мы ж правовернии обои имена исповедуем. И в Духа Святаго Господа истиннаго и Животворящаго света нашего веруем. Со Отцем и Сыном покланяемаго. За Него же стражем и умираем» свщмч.Аввакум В 1653 году Никон исключил из Символа веры «истиннаго», как характеристику Бога Святого Духа. Тем самым он заявил, что Святой Дух утратил Свою божественную сущность. Тем самым заявил, что Бога не стало и настало НЕБЫТИЕ. Так ли это? О том, что Бог есть Истина, мы узнаем из Святого Писания (Ин 14:6) Здесь и далее цитаты взяты из Острожской Библии. Хотим обратить внимание на то, что именно Истиной называет себя Исус Христос. Смысл сказанного Петру мало бы изменился, если бы было сказано– «Азъ говорю тебе истину». Но сказано «Азъ есмь Истина». Свт. Иоанн Златоуст в толковании не Евангелие от Иоанна так объясняет сказанное Исусом: «Если Я истина, то от Меня не может быть лжи.» (Толкования на Ин. 14:6 https://bible.optina.ru/new:in:14:06). Свт.Григорий Богослов (там же): «Мне кажется, что Он именуется «Истиной», как единое, а не множественное, по естеству (выделено мною В.Б.) (ибо истинное единственно, а ложь многолична), как чистая печать и нелживейший образ Отца.» Т.е., «по естеству», по Своей божественной Природе, Сын и Отец едины, единосущны и обладают полнотой Истины. В том же Евангелии от Иоанна вот что мы узнаем об истинности Святого Духа. Обратимся к толкованию свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна (Ин 15, 26-27): https://bible.optina.ru/new:in:15:26 Он будет достоин веры, потому что Он – Дух истины. Потому-то и назвал Его не Духом Святым, а Духом истины. А слова: иже от Отца исходит показывают, что Он знает все в точности. Так Христос и о Самом Себе говорит: вем, откуду приидох и камо иду, рассуждая и здесь об истине». Блж. Феофилакт Болгарский (там же): «Ибо Он - Дух истины. Как Дух истины, Он будет свидетельствовать об истине. Как исходящий от Отца, Он знает все в точности, ибо Он от Того, от Кого всякое познание.» «Под исхождением мы должны разуметь не посольство, а естественное бытие от Отца (выделено мною, В.Б.)» Здесь мы можем предположить, что под «естественным бытием от Отца» блж. Феофилакт Болгарский понимает, что Дух Святой обладает такой же сущностью, что и Отец, а потому посольство Святого Духа будет естественным, поэтому всё, что Он будет проповедовать, будет истинным. Если мы говорим, что Бог есть Истина, то вывод о том, что сущностью Бога является истинность возникает всё же из логики рассуждений. Действительно, а как же может быть иначе, если Бог есть Истина? Если же мы говорим, что Истина – это и есть Бог, то такое выражение основывается уже на убеждении, что истинность – это и есть сущность Бога. Посмотрим, есть ли у нас основания для того, чтобы утверждать, что Истина есть Бог. Святые отцы утверждают, что сущность Бога непостижима. Вот что об этом говорит свт. Василий Великий. «Дано нам судилище ума для уразумения истины. Но есть источная истина — Бог наш (Выделено мною, В.Б.) Поэтому уму первоначально должно познать Бога нашего, познать же столько, сколько беспредельное величие может быть познано существом самым малым.» «Если ум поврежден бесами, то обратится к идолопоклонству или другому какому роду нечестия. А если предался вспомоществованию Духа, то разумеет истину и познает Бога.» (Письмо 225(233) свт. Василия Великого «К Амфилохию, епископу Иконийскому) https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/225 «Но говорят: «Бог прост, и все, что исчислил ты в Нем как познаваемое, принадлежит к сущности». Но это – лжеумствование, в котором тысяча несообразностей. Перечислено нами многое: ужели же все это – имена одной сущности? и равносильны между собою в Боге: страшное Его величие и человеколюбие, правосудие и творческая сила, предведение и возмездие, величие и промыслительность? Или, что ни скажем из этого, изобразим сущность? Ибо если это утверждают они, то пусть не спрашивают, знаем ли сущность Божию, а пусть предлагают вопросы, знаем ли, что Бог страшен, или правосуден, или человеколюбив? Мы признаем, что знаем это. А если сущностию называют что другое, то да не вводят нас в обман понятием простоты, ибо сами признали, что сущность есть и то, и другое, и каждое из исчисленного. Но действования многоразличны, а сущность проста. Мы уже утверждаем, что познаем Бога нашего по действованиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Ибо хотя действования Его и до нас нисходят, однако же сущность Его остается неприступною.» (Письмо 226(234) свт. Василий Великого «К Амфилохию, епископу Иконийскому https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/226 Обратим внимание на то, что всё же свт. Василий Великий пишет, что «источная истина — Бог наш». Для святителя это не может быть опиской, поскольку он святитель. И всё же в Святом Писании есть прямое указание на то, что Истина это и есть Бог (2-я Езд. 4,35-40) «И истина велика и сильнее всего. Вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепещут пред нею. И нет в ней неправды. Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие и все дела их таковы, и нет в них истины, и они погибнут в неправде своей; а истина пребывает и остается сильною в век, и живет и владычествует в век века. И нет у ней лицеприятия и различения, но делает она справедливое, удаляясь от всего несправедливого и злого, и все одобряют дела ее. И нет в суде ее ничего неправого; она есть сила и царство и власть и величие всех веков: благословен Бог истины!» (выделено мною, В.Б.). Здесь специально приведен синодальный перевод, поскольку это удобнее для понимания. А вот выделенный текст - ошибка, которая говорит о том, что нужно быть осторожными при работе с никонианскими переводами. И это, кстати, приводит к неправильному толкованию, как это было сделано А.Д.Лопухиным: «Зоровавель прославляет истину, представляя ее могущественнее всего, а не Бога.» Т.е., по Лопухину Истина – это не Бог. Истина отдельно, а Бог отдельно. А вот как читается выделенная фраза в Острожской Библии: В синодальном переводе недостает всего лишь одной буквы, но смысл меняется на противоположный. А должно быть написано: «Благословен Бог истинный»! Это в корне меняет смысл. Т.е. во 2-й книге Ездры, (гл 4, 35-40) говорится о том, что Истина – это и есть Бог. Но, может, в Острожской Библии ошибка? Нет, в этом месте там ошибки нет. И вот почему. Блаженный Августин Иппонийский пишет: https://ekzeget.ru/bible/2a-kniga-ezdry/glava-4/tolkovatel-avgustin-ipponijskij-blazennyj-/ «Во времена освобождения народа из рабства Вавилонского писал и Ездра. Он считается скорее историческим писателем, чем пророком... Можно, пожалуй, признать пророчеством о Христе рассказ Ездры о возникшем между некоторыми юношами споре о том, что в мире всего сильнее: один говорил, что сильнее всего цари, другой – вино, а третий – женщины, весьма часто повелевавшие и царями; но потом этот же самый третий доказал, что истина побеждает все. (гл.3 и 4) Из Евангелия мы знаем, что истина есть Христос. (Ин. 14:6)» Т.е., блж. Августин приходит к выводу, что Истина есть Бог, что значит, что в Острожской Библии нет ошибки, так как Острожская Библия была издана намного позднее. Таким образом мы приходим к выводу, что прав был св. протопоп Аввакум (см. «Житие», Предисловие): «Мы же речем, потеряли новолюбцы существо Божие отпадением от истиннаго Господа Святаго и Животворящаго Духа. По Дионисию, коли уж истины испали, тут и сущаго отвергли. Бог же от существа своего испасти не может, и еже не быти несть того в Нем. Присносущен истинныи Бог наш. Лучше бы им в Символе веры не глаголати Господа виновнаго имени, а нежели истиннаго отсекати. В нем же существо Божие содержится (выделено мною, В.Б.). Мы ж правовернии обои имена исповедуем. И в Духа Святаго Господа истиннаго и Животворящаго света нашего веруем. Со Отцем и Сыном покланяемаго. За Него же стражем и умираем». Аввакум ссылается при этом на свмч. Дионисия Ареопагита, который писал: «О божественных именах» https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-bozhestvennykh-imenakh/#0_1 «Ведь отречение от себя есть отпадение от истины, истина же есть сущее, и отпадение от истины есть отпадение от сущего. Если, таким образом, истина есть сущее, отрицание же истины – отпадение от сущего, то Бог от сущего отпасть не может, а небытия нет (выделено мною, В.Б.).» Сейчас, на наш взгляд, мы можем ответить на вопрос, поставленный в заглавии. Никон, исключив из Символа веры «истиннаго», как характеристику Бога Святого Духа, заявил о том, что Святой Дух лишился сущности. А это значит, что не стало Бога и настало НЕБЫТИЕ. Но поскольку НЕБЫТИЯ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, так как Бог Сущий (Исх.3,14), что согласно Иоанну Златоусту означает «вечно пребывающий и безначальный», то всё же что-то должно было произойти, поскольку с исключением «истиннаго» из Символа веры была исключена и Святая Троица. И в свете этого возведена хула на Святого Духа. Впрочем, далеко ходить не надо. Согласно Правил святых отцов Вселенских Соборов, вследствие искажения Символа веры, никониане утратили апостольскую преемственность. Но об этом мы не раз писали в предыдущих статьях. Так что, получается, что, заявив о том, что истинность Бога является Его сущностью, мы противоречим выводам святых отцов о том, что сущность Бога непостижима? Вовсе нет. Мы только чуть более узнали о Боге. Только Бог обладает полнотой Истины. Нам же такое не дано, а, следовательно, не дано постичь в полной мере и сущность Бога. Как и писал свт. Василий Великий (см. выше): «Поэтому уму первоначально должно познать Бога нашего, познать же столько, сколько беспредельное величие может быть познано существом самым малым.» Но предела в познании Бога никто не устанавливал. А для этого нам даны истинные знания. Создав человека, Бог не мог оставить его без истинных знаний. Таковыми являются Святое Писание, Святое Предания и Священное Богослужение, которое основано на апостольском Предании. Из Святого Писания мы узнаем, что Бог Сущий, т.е. Он есть всегда. И это является истиной. А также то, что Бог есть Любовь – это тоже истина. А также то, что все воздаяния Господа (Пс 102) - истина:
И так далее… Наконец, то, что Отец, Сын и Святой Дух единосущны, а потому едины и нераздельны – это тоже истина! Удивляешься тому, насколько безпредельна и ёмка глубина Истины! После всего: Закончил и опубликовал статью. Помолился вечернее Правило и с удивлением обнаружил, что завтра, 16.10, Праздник свщмч Дионисия Ареопагита. Чудны дела Твои, Господи! Виктор Бужинский | |
Просмотров: 1550
| Теги: |