Главная » Статьи » Мои статьи

Символ веры Третьего Рима

Символ веры Третьего Рима

Мы же речем,

потеряли новолюбцы существо Божие отпадением от

истиннаго Господа Святаго и Животворящаго Духа.

По Дионисию, коли уж истинны испали, тут и сущаго отвергли.

Бог же от существа своего испасти не может,

и еже не быти несть того в Нем.

Присносущен истинныи Бог наш.

Лучше бы им в Символе веры

не глаголати Господа виновнаго имени,

а нежели истиннаго отсекати.

В нем же существо Божие содержится.

Мы ж правовернии обои имена исповедуем.

И в Духа Святаго Господа истиннаго и Животворящаго

света нашего веруем.

Со Отцем и Сыном покланяемаго.

За Него же стражем и умираем»

(св.Аввакум «Житие»)     

 

 

В работе [1] высказана мысль о том, что православный Символ веры имеет самостоятельное звучание по сравнению с греческим текстом, поскольку не предполагает разночтений, а значит более точно утверждает догмат о единстве, нераздельности и единосущности Святой Троицы.

Святые отцы на 1-м Вселенском Соборе в Никее, провозгласив Символ веры, сказали, что веруют и ..."в Духа Святаго". Далее они ничего в Символе веры о Святом Духе не сказали. Но в Деяниях Собора есть глава X «О том, как надлежит разуметь три Лица в Едином Божестве Отца и Сына и Святаго Духа». Там написано [2, Деяния 1-го Вселенского Собора, т.1, с 70]: «Не допуская смешения или разделения лиц неизреченной и блаженной Троицы, мы веруем, что Отец есть всегда истинный Отец истиннаго Сына, всегда сущий и пребывающий, и Сын – истинный Сын истиннаго Отца, всегда сущий и пребывающий, И Дух Святый – истинный Дух Святый, всегда сущий и пребывающий, Троица нераздельная, неизреченная, веруем, что Она поистине не может быть понята умом и выражена словом, и имеет единое Божество и ту же сущность»

Ключевым словом здесь является прилагательное «истиннаго». Можно показать, что истинность Лиц Троицы является определяющим условием Её единства и нераздельности, а, значит, и единосущности.

Действительно, так как Бог есть Истина (Иер.10,10), то утрата такого качества, как истинность Кем либо из Лиц Троицы, означает исчезновение Бога, так как Бог есть Троица.

Именно так можно объяснить исключение никонианами из Символа веры прилагательного "истиннаго" как характеристики Бога Святаго Духа. 

Это означает, что Бог перестал быть Богом. Но такого быть не может, потому что не может быть никогда.

Следовательно, для исповедания догмата о единстве, нераздельности и единосущности Святой Троицы нужно исповедовать истинность Отца, Сына и Святаго Духа. Произнося православный Символ веры, мы исповедуем нашу веру в истинность Отца, истинность Сына и «в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящего», мы исповедуем веру в Святую Троицу. 

Здесь, на наш взгляд, сокрыта Великая Тайна. Святые отцы 2-го Вселенского Собора вполне могли воспользоваться тем, «…как надлежит разуметь три Лица в Едином Божестве Отца и Сына и Святаго Духа» [2, Деяния 1-го Вселенского Собора, т.1, с 70]. Но они даже не приняли предложение свт. Григория Богослова о том, чтобы исповедовать Святаго Духа как Господа единосущного Отцу и Сыну [http://www.pravenc.ru/text/155492.html]. Такое бы добавление однозначно бы говорило о том, что в Символе веры не подразумевается, а исповедуется догмат о Троице. Собор решил иначе. Таким образом в Символе веры остался элемент подразумевания, т.е., святые отцы посчитали, что если Святый Дух "споклоняем" наряду со Отцем и Сыном, то этого и достаточно. Возможно, тогда также посчитали, что "τό Κύριον", имеет два значения, т.е. как бы больше, чем Господь (у нас есть и такое объяснение появлению прилагательного "истиннаго" в русском переводе Символа). Во всяком случае к нам пришел Символ веры с некоторым элементом подразумевания. На наш взгляд это совсем не означает, что отцы в Никее святее отцов в Константинополе. Неблагодарная это задача – разгадывать намерения Бога, но мы можем предположить, что Господь наш Исус Христос оставил и для нас, русских, как «работников одиннадцатого часа» возможность поучастовать в творческом процессе. Наши переводчики долго не могли придти к одному варианту перевода. Одним казалось, по-видимому, что добавление "истиннаго" - это слишком, другие полагали, что только добавление прилагательного "истиннаго" в полной мере передает тот смысл, который вложили святые отцы. 

И вот тут-то случилось, на наш взгляд, самое удивительное. Восторжествовал именно тот вариант, который мы сейчас и имеем. Восторжествовал, т.е. стал Преданием Церкви. То, что это так, подтверждает не только св. протопоп Аввакум, свидетельство которого приведено в качестве эпиграфа. Это подтверждено и деяниями собрания еретиков (Святый Дух не мог присутствовать там, где Ему было отказано в истинности) в 1666-67 гг, которые исключили «истиннаго». А если стал Преданием, значит, так хотел Глава Церкви Исус Христос. Исповедание догмата о Святой Троице в нашем, православном Символе веры осуществляется божественно просто - через исповедание истинности Отца и Сына, и Святаго Духа. Поэтому сейчас мы можем сказать, что в Никее подразумевали именно то, что мы сейчас исповедуем. Все произшедшее удивительно и потому, что, насколько нам известно, никаких соборных определений не было. Как будто бы и святые отцы Стоглава не рекомендовали именно тот вариант, который мы сейчас имеем - оригинал Деяний Стоглава до сих пор не найден. Хотя св. Арсений Уральский упоминает, что ему известны два списка Стоглава, в которых Святый Дух исповедуется как Господь истинный и Животворящий [3]. Но опять же речь идёт о списках. Во всяком случае, если бы были соборные определения и на них можно было сослаться, то это, несомненно, было бы отражено в старообрядческих источниках.

Таким образом в нашем православном Символе не осталось ничего из того важного, вероучительного, что мы могли бы подразумевать. Мы это всё исповедуем. И можно сказать, что в части исповедания истинности Святаго Духа и догмата о Троице мы имеем не перевод, а оригинал. Т.е. так было задумано святыми отцами в Никее, а, значит, и Исусом Христом. Никео-Цареградский Символ веры на греческом языке навсегда приравнен к Никейскому на 2-м, 4-м, 5-м, 6-м и 7-м Вселенском Соборах несмотря на то, что в нём остался некоторый элемент подразумевания. За ним авторитет семи Вселенских Соборов и свидетельства святых отцов. Но то, что в греческом тексте в явном виде нет «истиннаго» или «единосущного» как характеристики Бога Святаго Духа, на наш взгляд, не случайно. По-видимому, так это задумано было для того, чтобы потом в России явилась Слава Божия. Это наши предки, находясь в единстве с Богом, сумели разгадать Великую Тайну, причём это было коллективное, народное творчество. Это наши предки продолжили «святую связь времён». Никейский, а, следовательно, и Никейско-Цареградский Символ веры во всей полноте и догматической законченности впервые зазвучал в России. Да, надо сказать - довольно неожиданное подтверждение концепции трёх Римов. Первый Рим начал, Второй продолжил, Третьему Риму поручено завершить. А четвёртому не быть.

Народ, который способен на такое, мог преодолеть и грядущие тяжкие испытания, в которых – и это несомненно – помогал Святый Дух – Господь истинный и Животворящий.

А вот никонианский вариант Символа веры фатально искажён. Никониане не вернулись к подразумеванию. 

Исключив прилагательное «истиннаго» как характеристику Бога Святаго Духа они заявили, что не веруют в Его истинность. Чем возвели хулу на Святаго Духа, которая, как известно, не прощается. И до сих пор хулят, пусть и неявно. Они заявили тем самым, что не веруют и в Святую Троицу. 

Никон и его последователи исказили то, что уже было проповедано, исказили Предание Церкви. Они исказили тот смысл, который вложили в Символ веры Исус Христос, апостолы и святые отцы 1-го и 2-го Вселенских Соборов. 

В ЭТОМ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ РАЗНИЦА.

НАЛИЦО ДОГМАТИЧЕСКИЕ РАСХОЖДЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВОСЛАВИЕМ И НИКОНИАНСТВОМ!  

И ЭТО БЕЗУМИЕ ЗАКРЕПЛЕНО БРАТСКОЙ КРОВЬЮ.

Никониане убивали за то, что люди исповедуют свою веру в истинность Святаго Духа и Святую Троицу. И заслуженно подпадают под правила и определения Вселенских Соборов:

2-го Вселенского Собора: «Иже в Никее святых отец вера крепко держится, и пребывает. Реченая же и писаная наню от еретик, и еретики, да будут прокляти» [4, с 305]. Или [2, Деяния 2-го Вселенского Собора, т.1, с 116, Правило 1].

3-го Вселенского Собора: «Иже к Никейскей вере, иную прилагает, епископ убо чужд епископии: мирский же человек, отвержен» [4, Правило 7, с 314-315]. Или [2, Деяния 3-го Вселенского Собора, Определение святого Собора о вере, Т1, с 334].

4-й Вселенский Собор «глаголет убо, по прочтении священаго исповедания веры, еже составиша первыи и вторыи собор, а третий утвердил. Повеле святыи и Вселенски Собор сей, иную веру никому же попущену быти износити, или списовати, или составляти или учити, или показовати. А иже смеют иную веру списовати или составляти, или износити, тии аще епископи будут или клирицы, да лишении будут, епископи убо от епископства, клирицы же от клироса. Аще же простии будут, да прокленутся тии» [5, О Святом Духе, с 362-405, гл. 5]. Или [2, Деяния 4-го Вселенского Собора. Деяние 5-е, Определение Собора, Т4, с 46-48].

6-й Вселенский Собор постановил: «…мы, полагая начало божественным словам, благодатию Божиею определяем: хранить неприкосновенною от нововведений и изменений веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных апостолов, а также от 318-ти святых и блаженных отцов, собравшихся в Никее.> <Равным образом подтверждаем веру, проповеданную 150-ю святыми отцами, собиравшимися в сем царствующем городе при бывшем нашем императоре Феодосие великом, принимая богословския изречения о Святом Духе.> <Если же кто-нибудь не содержит и не принимает упомянутых выше догматов благочестия, и не мыслит и не проповедует так, но старается идти против них, тот да будет анафема, согласно уже прежде изложенному определению упомянутых выше святых и блаженных отцов, и да будет исключен и извержен из списка христиан, как чужой» [2, Деяния 6-го Вселенского Собора, т.6, с 272-274, Правило 1].

7-й Вселенский Собор постановил:

«Аще кто глаголет кроме сего священного исповедания веры смеет ино писати, или приложити, или отъяти, и заповедь соборну дерзнет именовати, да будет осужден, и от всякаго християнского сожития отвержен.» [5, О святом Духе, с 362-405, гл.6]

 «Итак, сделавши эти постановления со всею точностию и тщательностию, мы определяем, что никому недозволительно исповедывать другой веры, то есть писать или составлять, или иначе мыслить, или учить; если же кто либо дерзнет составлять другое (исповедание) веры, или предлагать его и научать ему, или передавать тем, кои хотят обратиться от какой либо ереси или нововведения к познанию истины; или же если кто либо будет вводить нововведения к ниспровержению ныне определенного нами; то мы определяем, чтобы таковые, если они будут епископы или клирики,были чужды епископства, а клирики клира; если же монашествующие или миряне, то да будут анафематствованы» [2, 7-й Вселенский Собор т.7, с 273].  

Следует также отметить, что те, кто остался верным Преданию в части двуперстия, те остались верными Преданию и в части исповедания истинности Святаго Духа и догмата о Троице.

За нарушения Предания никониане подпадают под определения и правила Вселенских Соборов:

«Итак, мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковныя Предания и выдумывать какие либо нововведения, или же отвергать что либо из того, что посвящено Церкви, будет ли то Евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно (дерзающие) давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, - определяем, чтобы таковые, если будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы. [2, 7-й Вселенский Собор т.7, с 285]

«И Павел, аще и ангел благовестит вам паче преданнаго, проклят да будет. Сим сицем сущим, и свидетельствующим нам радующимся оних, якоже кто обрящет корысть многу, сладко божественныя каноны утвержаем, и цело пребывание их неподвижимо утвержаем заповеданных от святых духовных труб, прехвальных апостол и шести святых всея Вселенныя Собор и поместных собравшихся, поданием тако в них повелении святых отец наших. От единаго бо вси Святаго Духа озарени бывше повелеша яже на пользу. И их же проклятию предаша. И мы проклинаем. Их же извержению, и мы извергаем. И их же запрещению, и мы запрещаем. И их же отлучению, и мы отлучаем» [4, с 552]. Или [2, Деяния 7-го Вселенского Собора, Правило 1, с 302-303].

Таким образом следует предположить, что никониане потеряли апостольскую преемственность со всеми вытекающими из этого последствиями. Произошло это, скорее всего, в 1846 г. Тогда от греков к Церкви был присоединен истинный святитель – митрополит Амвросий и была восстановлена полнота Церкви [6]. 

 

 Виктор Бужинский

 

 

1. Бужинский В. «Помрачение» http://cpyb.ucoz.com/publ/pomrachenie/1-1-0-4

2. Деяния Вселенских Соборов  в 7 томах. [http://eknigi.org/religija/161084-deyaniya-vselenskix-soborovtom-1-7.html].

3. Св. Арсений еп. Уральский «Оправдание Старообрядствующей Святой Христовой Церкви», с 5 http://www.semeyskie.ru/Opravdanie.pdf

4. Кормчая, издание журнала «Церковь» 1912 г. Напечатана с оригинала патриарха Иосифа 1650 г. http://txt.drevle.com/lib/kormchaya-1650-1912.html

5. Кирилова книга http://samstar-biblio.ucoz.ru/load/15-1-0-19

6. Бужинский В. "О воле доброй и воле злой"  http://cpyb.ucoz.com/publ/o_vole_dobroj_i_vole_zloj/1-1-0-13

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: cpybvi (02.03.2014)
Просмотров: 24079 | Теги: единосущие, исповедание, Святая Троица, Символ веры, истинность | Рейтинг: 0.0/0