Главная » Статьи » Мои статьи

Сруб не сгорел, он всё ещё горит, ч.3
СРУБ НЕ СГОРЕЛ, ОН ВСЁ ЕЩЁ ГОРИТ. Ч.3.

Чтобы узнать подробнее о бедствиях 20-30-х гг, можно почитать труды современных историков. Одни во всех бедах винят большевистскую власть. Другие, национально продвинутые - Москву и русских.

Но еще за несколько тысячелетий до упомянутых событий в Священном Писании до мельчайших подробностей фактически описано то, что происходит с нами. Эта удивительная фотографическая точность последующих через тысячи лет событий может заставить задуматься и неверующего. Бог в Священном Писании называет и истинных виновников всех бед, и истинные причины...

"Если же не будешь слушать гласа Господа твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня: то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя” (Втор. 28,15). "Проклят ты будешь в городе, и проклят будешь в поле. Прокляты будут житницы твои и кладовые твои. Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, какое не станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, - и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня” (Втор. 28, 16-20). "Пошлёт Господь на тебя моровую язву” (Втор. 28, 21). Поразит тебя Господь чахлостию, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною (Втор. 28, 22). И будут трупы твои пищею всем птицам небесным (Втор. 28, 26). "С женой обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им (Втор. 28, 30). "Плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал; и ты будешь притесняем и мучим во все дни (Втор. 28, 33). "Отведёт тебя Господь от царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить иным богам, деревянным и каменным; И будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов” (Втор. 28, 36; 37). "Сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в плен” (Втор. 28, 26). "Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже. Он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом” (Втор. 28, 43). "Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли; как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит не старца и не пощадит юноши” (Втор. 28, 49;50). "И ты будешь есть плод чрева своего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых Господь, Бог твой, дал тебе” (Втор. 28, 53).

И все это у нас было. Ритуальное убийство царя, разруха, тиф, раскулачивание, голод, людоедство. Служили каменным и бронзовым идолам, сыны и дочери шли в плен к безбожникам, в плен к иноверцам. Пришельцы возвышались и возвышаются над всеми. Пришельцы оккупировали рынки, пришельцы прибирают к рукам нефть, алюминий, и т.д. Пришельцы уже у власти. Мы в плену у них на собственной земле. "И будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей, которую Господь, Бог твой дал тебе” (Втор. 28, 52) Не зря в народе говорят  "Посеешь ветер – пожнёшь бурю”. Показательна в этом плане судьба Соловков. Место бывшего молитвенного подвига монахов было превращено в концлагерь. Вспоминал ли кто тогда о трагедии 1676 г. Тогда в XVII в. жертвами нашего безпамятства стали около 1200 – 1500 защитников (примерно 400 убиенных, а остальные погибли во время осады от цинги и болезней). Сколько народу было заморено в концлагере – одному Богу известно. За два десятка лет через соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН!) прошли сотни тысяч заключенных. Вернулись немногие.

История повторяется, но опять в виде трагедии. Почему она только для нас повторяется всегда в виде трагедии? Или это уже все время фарс? Наконец, по мере разработки новой идеологии строителей социализма и коммунизма и в наказание за революцию и Гражданскую войну, созрела сатанинская сила – фашизм. Началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Вот тогда вспомнили о Боге. Стали открывать церкви, совершать крестные ходы, обносить иконы вокруг Москвы, Ленинграда. С Божьей помощью выстояли. Правда, недосчитались 20-25 миллионов, а сколько калек, сколько горя, сколько нерождённых?

Кончилась война. Сталин уже как будто не трогал церковь, но вот пришел Хрущев, и опять начались нелучшие времена, более половины выживших приходов было закрыто. По-видимому, именно под действием этих обстоятельств Собор РПЦ Московского патриархата в 1971 г. отменил клятвы на старые обряды и принял решение:

1. Утвердить постановление патриаршего священного Синода от 23(10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.

2. Утвердить постановление патриаршего священного Синода от 23(10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.

3. Утвердить постановление патриаршего священного Синода от 23(10) апреля 1929 г. об упразднении клятв Московского Собора 1656 г. и Большого Московского Собора 1667 г., наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие (Поместный собор РПЦ 30 мая - 2 июня 1971 года. Документы, материалы, хроника. Изд. Московской патриархии. М., 1972).

Вот так, "яко не бывшие”!

В докладе, зачитанном на соборе, никоновская реформа характеризовалась как "крутая и поспешная ломка русской церковной обрядности”, предпринятая в силу ошибочного взгляда на обрядовые различия как на различия в вере.

И это всё?!

Это запоздалое признание "равночестности” старых обрядов обязует новообрядцев чутко относиться к древлеправославным христианам и не допускать проявления неуважения, высокомерия и т.д. по отношению к ним. В общем, по-видимому, снизилось число фактов, задевающих и до сих пор больные струны староверов. Но всё же встречаются. Так, в 1991 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II издается Соловецкий Патерик издательства ИНТО по заказу Синодальной библиотеки МП. В нем описано житие 35 подвижников Соловецкой обители: 17 дораскольных и 18 послераскольных. Последним описано житие бывшего старообрядца, которого арестовали и посадили под надзор в Соловецкий монастырь для исправления. Его не могли сломить 10 лет и всё-таки сломили, и он отступился, стал присутствовать на службах. Т.е., по тексту, "подвижничество” его как раз и состояло в том, что он отступился! Так и хочется сказать: "Было у кого учиться устроителям концлагерей, в том числе и на Соловках”!

Раз такое небрежение допускается, значит, тема эта для РПЦ малозначащая, значит, её иерархи не осмыслили Раскол как судьбоносный момент истории. Даже многие нестароверы, например Солженицин, считают, что в результате раскола началась гибель России. Все это верно. Но также верно и то, что в результате раскола выделились носители крепкой веры, готовые за неё стоять до конца. Таким образом сохранялась Христова Церковь в преддверии надвигающихся отступлений. Тем самым создавалась возможность сохранения Святой Руси.

Староверов можно не замечать, настолько их мало, да и разбросаны они по всему свету, да и сами никак не могут преодолеть свои толки и согласия. Но попробуйте не замечать занозу. Чуть повернешься не так, зацепишь место, где заноза, сразу возникает боль. А если нагноение началось? И выдернуть никак не получалось в течении 350 лет, сколько не старались: первые жертвы "реформы” протопопы Логин Муромский, Иоанн Неронов, Даниил Костромской и др. были замучены в первый же год реформы Никона в 1653, а епископ Павел Коломенский в следующем [12]. Кстати, известно, что Павла Коломенского сожгли в страстной четверг.

Видно, не в тело загнали "занозу”, а в душу. А не получалось выдернуть потому, что Господь не позволял. И династия в том числе и за этот грех поплатилась. И Россия, в чём прав, конечно, Солженицын.

Но, знать, нужна нам эта ”заноза”. Напоминает о чем-то. Напоминает обстоятельства, при которых была загнана. Видит Господь, что с памятью у нас неважно, вот и загнал "занозу.” Вот тут бы отбросить политику и покаяться, да подтвердить покаяние делом, глядишь, и отодвинулась бы расплата. Или мало знаков, посылаемых Господом? Не жутко ли смотреть на кровоточащие лики? В 20-х годах ХХ столетия происходило массовое обновление икон и куполов, а в Оптиной Пустыни с креста текла кровь [14]. Не это ли было одной из причин упомянутого выше постановления Синода РПЦ в 1929 г. Если сопоставить начало двадцатых годов, к которому относятся упомянутые факты, и начало Великой Отечественной Войны, то времени у нас осталось очень мало. Следует задуматься над таким фактом - иконы у староверов не кровоточат.

В Священном Писании сказано "…ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня” (Исх. 20, 5). Правда, есть и выход: "Вы говорите: ”почему же сын не несёт вины отца своего?” Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив” (Иез. 18. 19). Формула: "Дети не отвечают за родителей”, несомненно, относится только к духовной сфере. Каждый может спастись в вечности.

Физически же мы очень и очень страдаем за грехи родителей и собственные в том числе. Вокруг нас живут бездетные семьи, умирают младенцы, которые, конечно, грехов своих еще не имеют, умирают или погибают по разным причинам полные сил и здоровья молодые люди, рождаются физические инвалиды. Рождаются и такие, которые вспомнить никогда ничего не смогут, т.е. происходит духовная деградация общества, а бездуховное общество вырождается и физически. Это значит, что родители, а также родители родителей, т.е. предки, что-то не так делали, "проедали” вымоленную своими же предками благодать.

Есть примеры, когда у фатально согрешившего против Бога заблокировано его собственное продолжение в потомках. Наша история богата такими именами: Василий ІІІ, Борис Годунов, Ленин и т.д. Никон, оказывается, имел троих детей, которые умерли один за другим в малолетстве [15]. Правда, это произошло, когда Никон был еще молод и не подозревал о своем будущем патриаршестве. Но от этого ничего не меняется. Господь о нем все знал, как знал и о предательстве Иуды. А у того же царя Алексея Михайловича продолжение рода по мужской линии длилось всего только три колена. А ведь у него было пять сыновей только от Марии Ильиничны Милославской! Из пяти сыновей от первой супруги трое умерли ещё до его внезапной смерти. После смерти царя Алексея на престол вступил Фёдор Алексеевич. Но он был слаб здоровьем, поскольку в детстве попал под сани. Умер в 1682 г двадцати одного году отроду. Время его правления составило около 7 лет. При нём стали вводиться польские обычаи и мода, стригли волосы по-польски и учили польский язык [10]. С прежней жестокостью преследовали ревнителей старой веры. В страстную пятницу 14 апреля 1682 г. в Пустозерске в срубе были казнены через сожжение протопоп Аввакум, поп Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний, а через две недели, 27 апреля скончался царь Федор Алексеевич.

Трагическое, но неслучайное совпадение в судьбах отца и сына. Сын не задумался над участью отца и, несчастный, идёт строго по его стопам. Роковое безпамятство легло на Дом Романовых, то самое, по вине которого прекращаются славные династии, уходят с исторической арены великие народы и могущественные цивилизации. Безпамятство, как болезнь, поражает и отдельные личности, и народы.

Можно сказать, что царь Фёдор скончался внезапно, поскольку примерно за два с половиной месяца до смерти вторично сочетался браком. Первая его супруга скончалась после родов. Младенец всего на шесть дней пережил мать [5].

После смерти царя Фёдора Алексеевича из пяти его единоутробных братьев остался только Иоанн Алексеевич. У него было три дочери, одна из которых, Анна, впоследствии стала императрицей. Это произошло в результате династического кризиса, поскольку безпамятство наследников Алексея Михайловича продолжалось. Так, Пётр І, сын царя Алексея и Натальи Нарышкиной, решительно повернул навстречу "просвещённой” Европе. Сопротивлявшихся его курсу не жаловал. По этой причине казнил первого своего сына Алексея. Малолетний сын Петра I, царевич Пётр, вскоре умер. Сын убиенного Алексея Петровича, кратковременно царствующий Петр II умер в молодости от черной оспы. Престол наследовала Анна Иоанновна. Детей у неё не было и наследником престола (Иоанном VI, убитым потом по приказу Екатерины II) незадолго до своей смерти она объявила младенца своей племянницы Анны Леопольдовны, которая стала при нем правительницей России. Но в результате переворота власть захватила Елизавета Петровна, дочь Петра I, сослав Анну Леопольдовну с мужем и детьми (в том числе и наследника престола) в ссылку. У Елизаветы Петровны не было детей, и императорский трон она завещала своему племяннику Карлу Петру Ульриху (Петру III), сыну гольштейн-готторпского герцога Карла Фридриха и старшей сестры Елизаветы Петровны Анны, женив его на его же троюродной сестре Софие-Августе-Фредерике Ангальт-Цербстской, которая стала потом императрицей Екатериной II. Между прочим, в Православии не разрешаются браки между троюродными.

Так что, фактически, род Романовых по мужской линии закончился еще в начале XVIII века. Павел I имел 1/8 крови Романовых по женской линии, его сыновья, ставшие потом императорами, Александр I и Николай I - 1/16, так как Павел был женат на немецкой принцессе Вильгельмине. Наконец, Николай II имел 1/128 крови Романовых, а его дети 1/256 русской крови.

В результате "реформы” Никона и Алексея Михайловича, церковь стала одним из ведомств государственной машины по морали и нравам, крестьянство получило основательное крепостное право, Россия же - иноземных императоров, порой совершенно не заботящихся об ее интересах. Выходит, за что боролись, на то и напоролись.

Справедливости ради надо отметить, что иной раз наши правители становились  намного более русскими, чем многие из нас. Все помнят вывод Александра III о том, что у России есть только два союзника: ее армия и флот. Вот еще одно яркое и малоизвестное свидетельство тому, что русскими не рождаются, а становятся, в котором можно усмотреть явный перст Божий. В соответствии с логикой повествования может показаться, что Екатерина II, убив своего троюродного брата и супруга Петра III и более законного, чем Петр III, наследника трона Иоанна VI1, должна была оборвать не только русскую (1/4 по женской линии) нить Романовых, но и свою собственную. Вместе с тем ее сын Павел I имел четырех сыновей и шестерых дочерей, так что династия Романовых упрочилась. Возможно, это связано ещё и с тем, что при нем велась борьба с влиянием французского вольнодумства, он установил жесткую цензуру, закрыл частные типографии и запретил ввоз иностранной литературы, пропагандирующей революционные взгляды. И хотя, как утверждает Б.Башилов [16], Павел І вступил в масонскую ложу еще до начала царствования и некоторое время масонам покровительствовал, все же, к концу его царствования они находились в опале. Надежды масонов на Павла І не оправдались, что и послужило впоследствии причиной его гибели. Был весьма религиозен, то же самое можно сказать и о его супруге. Б.Башилов отмечает, что "в староверах он, прежде всего, умел видеть христиан достойных всякого уважения”. При Павле І они не преследовались [16].

Однако и сама Екатерина II могла иметь заслуги перед Богом, поскольку при ней староверы вздохнули свободнее. Кроме того, существуют некоторые источники, говорящие о том, что императрица заставила обе государственные структуры Сенат и Синод подписать манифест, в котором запрещалось преследование староверов. Произошло это на общей конференции Сената и Синода 15 сентября 1763 года, где Екатерина ІІ произнесла знаменитую речь, которую и воспроизводит по архивным источникам единоверческий священник Иоанн Верховский и которая впервые напечатана в ІІІ томе "Исторических исследований, служащих к оправданию старообрядцев” В.М.Карловича.2

Вот отрывок из её выступления. ”Вы”, — говорит нам св. Синод,— "разрушаете престол. Но, господа, мы уже видели, какие услуги престолу оказало российское архипастырство со времени Никона, какую пропасть взрыло оно между престолом и народом. Всё то, что в те времена было в русском народе лучшего, великодушного, живого, энергичного, всё стало на сторону протеста. А последовавшие за Никоном государи обременили себя легковерием, а народ заставили видеть в них тиранов и, как сказали мы, — антихристов. Господа! Для вас ясна правость протеста. Совесть сама говорит вам, что не новая, не синодская церковь, а народный протест остался на месте, что не протестующий народ, а архипастыри, пренебрегшие народным протестом, лишившие последнего своего общения, сами стали раскольниками, и что, наконец, все обвинения возводимые на старообрядчество, все ложь, клевета, внушаемые злобою оскорбленной гордости архипастырей. Но вас, быть может, смущает мысль: если народный протест прав, то как же Христос покинул его, оставив без единого епископа и, следовательно, вне церкви, тогда как сторона смутников и раздорников, оставаясь с иерархией, имеет права носить имя церкви? Каким образом Господь, вопреки обещанию пребывать с верными ему, покинул подлинных носителей церковности и, следовательно, верных ему, истинных стоятелей за самую Церковь, и таким образом, как бы допустил вратам ада одолеть? О, Провидение! Благодарю, благодарю, благодарю Тебя! Смущение ваше, господа сенаторы, надеюсь разъяснить краткими словами. Оставив свой протест без епископа, Господь не покинул его. Во-первых, протесту он предоставил честь сохранить неодолимость своей невесты, российской церкви, нашей святой Матери. Не будь протеста, церковность русской церкви навсегда представила бы миру зрелище совершенных развалин, в которых её ныне видим. Хотя церковность её и распадалась, хотя и лежит в развалинах, но пока не убит, пока жив народный протест, никто не имеет права сказать, что церковь российская совершенно пала, совершенно перестала жить. Погрешила не она, не российская церковь, которая есть член святой апостольской Церкви, а согрешила одна её иерархия. Во-вторых, вся иерархия пала, практически верным церковности остался один народ и даже только часть народа. Поняли ли вы, господа, всё значение, всё достоинство, всю святость великого народного старостояния, громадность его заслуги перед нашей отечественною церковью и Церковью вселенскою? Да, народ простой, необразованный народ дает величайший урок в церковности своему архипастырству: последнее оказывается упрямым и злым; на протест сыплются проклятия, истязания и казни; а он, народ, — подивитесь, господа сенаторы, — стоит твёрдо, непоколебимо целые века! Зрелище, поражающее своим величием, зрелище, достойное не земли, а неба. Ад и Христос в нашей отечественной русской церкви стоят в открытой борьбе: за первым вся мощь, вся злоба, все козни мира в лице духовных правительств, в лице обманутых царей и архипастырей; за вторым безмолвное терпение и терпеливое безсловие. Кто в этой борьбе одолеет? Я не была бы искренно верующею дочерью Церкви, я была бы недостойна великого народа русского, носящего имя святой Руси, если бы на минуту усумнилась в победе Христа, в победе народа, в победе протеста, в победе старообрядчества. О, Провидение! Пусть обманутые архипастырями цари с самими архипастырями удесятеряют злобу и козни свои, пусть эта борьба, борьба между исконным злом и вечным добром, между адом и небом, продолжится еще на сто, еще на двести лет. Чем тягчая испытания, чем продолжительнее страдания, тем внушительнее победа, тем памятнее и поучительнее урок, тем блистательнее слава Христа, Церкви и протеста...

Но только, господа сенаторы, мы за себя ручаемся, что не будем орудием ада против любезно-верного нам народа, против голоса великой российской церкви, против Христа”.

Во время выступления Екатерина II, демонстрируя уверенность в своей правоте и ложность наложенных почти сто лет назад проклятий, несколько раз осеняла себя двуперстным крестным знамением к ужасу присутствующего духовенства. Возможно, поэтому Господь продлил род Екатерины, простив смертные её грехи? Но для нас ясно одно: может быть благодаря только одному этому эпизоду, показавшему, что она поняла и приняла сердцем эту великую трагедию русских, немка София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербстская стала русской царицей Екатериной II. Впрочем, к заслугам Екатерины II можно добавить еще то, что к концу ее правления почти все известные масоны сидели в тюрьме. К сожалению, время терпимого отношения к староверам было коротким. Во времена правления Николая I, внука Екатерины II, репрессии по отношению к ним особенно усилились.

Николай II, последний российский император, за двенадцать лет до революции подписал "Высочайший указ об укреплении начал веротерпимости”. Были сняты печати с алтарей старообрядческих храмов. В этот период старообрядцами было построено, по Ф.Е. Мельникову, более тысячи новых церквей. Проводилась активная просветительская и благотворительная деятельность. Однако, как писал Мельников, "золотой век истории старообрядчества не был вполне золотым, много в нём всякого рода примесей: наряду с полученной свободой шли и прогрессивно укреплялись принуждения, насилия и преследования за религиозные верования, деяния и факты. Господствующая церковь никак не хотела расстаться с былыми гонениями на старообрядчество и всё сворачивала на старую дорогу - первониколаевскую, когда старообрядцы в своем родном отечестве не имели никаких прав”. "Высочайший Указ 17 апреля не давал старообрядцам даже тех прав, которыми уже пользовались в России еще до этого акта инославные и даже иноверные исповедания: магометанское, иудейское и языческое. Но против этих прав не протестовал ни Синод, ни иерархия, ни миссионерство, ни церковь. Полученные же старообрядцами скудные права всех их приводили в трепет и ужас, и начался отчаянный поход против них (старообрядцев) с первого же года их обнародования”. "В декабре 1907 г. последовало синодальное определение "О законопроектах, касающихся осуществления свободы совести” (за № 8198). Весьма длинное определение Синода сводится к следующим пунктам:

1. Государственное положение, свобода в действиях, свобода пропаганды принадлежат исключительно одной синодальной церкви. Прочие вероисповедания могут пользоваться только такой свободой, какая будет им предоставлена церковью господствующей.

2. Выходящий из господствующего исповедания подвергается сорокадневному увещанию и получает право перейти в другое исповедание только по представлении от духовного начальства свидетельства о бесплодности увещания.

3. Старообрядцы и другие исповедания не пользуются никакими правами распространять своё вероучение; губернаторы и полиция пресекают все подобные деяния: подвергают аресту и суду старообрядческих и иных проповедников, содействуют господствующему духовенству в миссионерском деле.

4. Постройка старообрядческих храмов и молитвенных домов, совершение крестных ходов и т.п. разрешается с дозволения епархиального начальства господствующей церкви.

5. Вероисповедным обществам вменяется в обязанность не распространять своих учений среди населения господствующего исповедания.

6. Духовным лицам иных исповеданий запрещается носить церковные облачения и духовные одеяния одинакового покроя с духовенством господствующей церкви.

7. К перечисленным пунктам на киевском миссионерском съезде было добавлено требование, чтобы вероисповедные законопроекты были изъяты из ведения законодательных учреждений, их имеет право обсуждать только правительствующий Синод, после чего они представляются на утверждение Государю императору.

В этих пунктах заключалась церковно-политическая программа Синода. Даже официозное "Новое время” признало, что в ней "выражается страстный и партийный дух, до известной степени князя тьмы, который обуял духовных особ”. Всякая свобода этой синодской программой совершенно устранялась.

Но Синод не мог изменить конституцию 1905 г., на основании которой законы создавали не Синод, а Государственная Дума и Государственный Совет. Правда, здесь надо учесть, что времени на подготовку законов и их принятие уходило много и само принятие этих законов встречало ожесточенное сопротивление, на местах же правила казёнщина и произвол. Мельников приводит [12] множество фактов того порой чрезвычайно унизительного положения старообрядцев: "Особенно возмутительным по своей беспринципности, антинациональности и антигосударственности было требование Синода не производить старообрядцев в офицерские чины. Мы уже отмечали, что в русской армии были офицерами и генералами и даже более высокими чинами люди разных исповеданий (католики, лютеране, магометане) и разных наций (поляки, немцы, французы, армяне, татары, турки и др.), и только одни старообрядцы, самые верные сыны своей Родины, столбовые русские, лишены были права быть в командном составе своей родной армии. После 17 апреля 1905 г. это положение должно бы быть изменено. И действительно, старообрядцы стали производиться в офицерские чины. Но правительствующий Синод открыл поход против этого нового положения. В начале 1910 г. московский митрополит Владимир на запрос Синода о "характере и отличительных чертах учения” старообрядцев Рогожского и Преображенского Кладбищ, описав эти отличия в миссионерском духе и тоне, прибавил, что старообрядцев обоих Кладбищ "несоответственно производить в офицеры”. На основании этих сведений Синод в феврале того же года в документе за № 1746 "признал опасным производить в офицерские чины всех вообще старообрядцев австрийского толка[3], в том числе и принадлежащих к Рогожскому Кладбищу”. В марте все того же года Синод указом за № 2401 постановил: "Признать весь раскол и все сектантство за явление сколь вредное, столь и беззаконное, а посему все раскольники, без различия их толков и согласий, должны быть лишены права на производство в офицерские чины”. Это постановление предназначалось для Главного военного штаба".

  Всероссийский съезд старообрядцев 1913 г. был назван в старообрядческой журналистике "съездом печали и горя, стонов и плача старообрядцев”. В старообрядческой печати появляются статьи под заглавиями: "Зловещие тени”, "Нависают зловещие тени”, "Могила религиозной свободы” и т.д. Мельников пишет: "Некоторые статьи такого рода возвышались до прозорливости. "Наша свобода в могиле, — говорится в одной из таких статей, — вот где только разрешается нам самое свободное исповедание нашей веры и самая широкая и даже безнаказанная её проповедь. Но... не себе ли роют могилу враги свободы”. Многих старообрядцев в то время волновало предчувствие каких-то неизбежных катастрофических событий. На Всероссийском Съезде 1913 г. П. П. Рябушинский заявил: "Если не наступит день правды, то настанет день необходимости”. "Историческая волна подкатывает нас к каким-то событиям, скрытым в великой тайне будущего, — писал журнал "Церковь” в том же году. — Что Бог нам даст, то и получим. А пока нас к чему-то приготовляют. И нам нужно быть готовым”. Еще в 1910 г. тот же журнал писал: "Трудно отвечать за будущее. Оно всегда так таинственно и загадочно и так часто дарит нас неожиданностями, иногда очень оглушительными, страшными своими ударами и катастрофами”. Это будущее очень скоро наступило, именно в 1917 г., когда разразилась великая всероссийская революция, залившая кровью всю великую страну”.

Как говорил святитель Иоанн Златоуст [17], Бог подверг Адама наказанию смерти для того, "чтобы  он, сделавшись чрез преслушание повинным греху, не грешил в безконечность. Могу присовокупить и еще нечто. Что это такое? То, что, подвергая его этому наказанию, Бог не остановил на нем одном благодетельные последствия оного, но хотел, чтобы его судьбою вразумились и потомки”.

Пока, судя по прогрессирующей, особенно в последнее время, нравственной деградации общества, мы не вразумились.

           Продолжение см. http://cpyb.ucoz.com/publ/srub_ne_sgorel_on_vsjo_eshhjo_gorit_ch_4/1-1-0-26     

                  ЛИТЕРАТУРА

2. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой церкви. Барнаул, Изд-во БГПУ, 1999, 557 с.
13. Денисов С. История об отцах и страдальцах Соловецких – М.:2000
14. Фомин С. Русь перед вторым пришествием. СМП, Житомир-РИКО-ПРЕСС-РЕКЛАМА, 1995, 576 с.
15. Костомаров Н.И. Раскол. Исторические монографии и исследования. М.: Чарли, 1994, 608с.
16. Башилов Б. История русского масонства. Выпуски 7-й и 8-й. М:. Наш современник, 1995, 128 с.
17. Иоанн Златоуст. Избранные поучения, Сборник поучений в применении к десяти заповедям Божиим. Переиздание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря, 2001, 589 с.
_______________________
 

1Бабушка Петра III, (потом императрица Екатерина I) была простолюдинкой, Анна и Елизавета Петровны родившиеся до женитьбы Петра I на Екатерине, были незаконнорожденные, т.е. рожденные в прелюбодеянии)

2Это событие легло в основу рассказа Валерия Ганичева "Сенат и Синод”, опубликованного в журнале "Наш современник”, №7 за 1996 г.

3т.е. относящихся к Белокриницкой иерархии. (Прим. моё)


 

 




















































































































































 

Категория: Мои статьи | Добавил: cpybvi (21.04.2013)
Просмотров: 1162 | Рейтинг: 0.0/0