Главная » Статьи » Мои статьи

В защиту старообрядческой иерархии. Ч.1.

В защиту старообрядческой иерархии. Ч.1.

Заглавие специально позаимствовано у Фёдора Ефимовича Мельникова [1], поскольку тема эта остается актуальной и по сей день и старообрядческую иерархию действительно нужно защищать. Но, как ни странно это звучит, защищать её нужно прежде всего от ...самих староверов. И такая постановка вопроса справедлива в течении всего времени существования полнокровной старообрядческой иерархии, воссозданной, несомненно, с Божьей помощью самими же староверами (это произошло 28 октября 1846 г., когда бывший боснийско-сараевский митрополит Амвросий присоединился к старообрядческой Церкви). Ведь каждый случай ухода даже одного старообрядца (не говоря уже о целых приходах), в единоверие, переход в господствующую никонианскую церковь, создание иных иерархий, в том числе и карликовых, безпоповство и т.д. после этого удивительного события в Белой Кринице наносит удар по выстраданной и с таким трудом восстановленной иерархии. Если бы дело касалось только староверов, это была бы ещё малая беда. Похоже, что всё обстоит гораздо серьёзнее. Ведь состояние истинной Церкви, к которой относят себя верующие Белокриницкого согласия, самым тесным образом сплетается с судьбой вверенного им тысячу лет назад государства - Руси. Попробуем это показать, но прежде несколько штрихов к описанию современной ситуации в этом вопросе. В настоящее время существует довольно устойчивый стереотип, что в событиях последнего столетия виновато только официальное православие, поскольку, начиная с Раскола, оно взялось духовно окормлять государствообразующую нацию русских: белорусов, украинцев, великороссов. Староверов же, как правило, принято считать пострадавшими, отодвинутыми на обочину, не имеющими уже никакого влияния в государстве. Практически нет попыток анализа происшедшей трагедии с точки зрения Высшего Смысла. Известно, что нам не дано постичь Промысел Божий, вместе с тем Господь не устает призывать, чтобы мы имели уши, и этими ушами старались Его услышать.

Вполне очевидно, что духовное противление староверов не могло не оказать влияния на судьбу России. Но здесь часто впадают в крайности противоположного характера - некоторые авторы утверждают, что староверы внесли особый вклад в борьбу с самодержавием и являются чуть ли не решающей силой в подготовке революции 1917 года и отречении царя.

Так какова же роль старообрядчества в судьбе России? Является ли их противление духом конструктивным или деструктивным? Как понять события, предшествующие 1917 году и Гражданской войне, приведшие к созданию богоборческой большевистской системы? Действительно, нет ли "вклада" старообрядчества в события начала прошлого века? Наконец, в 1991 г. произошел распад исторической России - фактически того государства, которое создавали староверы в течении почти семисот лет (до Раскола). Имеется ли какая-нибудь связь между этими событиями и нынешним состоянием старообрядчества?

Естественно, ответы на эти вопросы мы можем получить только предположительно. И все же их необходимо искать, причем, искать напряженно, поскольку промедление чревато самыми серьёзными потрясениями.

Но прежде стоит обратить внимание на то, что, как было предположено в предыдущей статье, Раскол XVII в. следует рассматривать как особое вмешательство Господа в связи с определенными обстоятельствами - предстоящим "нашествием" цивилизации. Несомненно, пострадавшей и продолжающей страдать стороной являются новообрядцы, никониане. Староверам - мученикам за Христа, перенесшим тяготы, невзгоды, лишения, а тем более отдавшим за Христа жизнь, Господь, по-видимому, обещал милость "на тысячу родов” и поэтому их никак к пострадавшим отнести нельзя. Следует также понять, что без никониан не было бы староверов. Поэтому надо скорее жалеть никониан, спокойно относиться к данности и выработать правильную позицию при взаимоотношениях с ними, тем более  время и события последнего столетия во многом всех уравняли. Впрочем, судите сами. Осенью 2002 г. довелось принять участие в  Русском Вече, организованном "Русским Блоком"1. Вече состоялось на площади Богдана Хмельницкого у его памятника. Среди представителей из разных областей Украины выделялись двое – мужчина и женщина. Они держали транспарант, на котором было написано: ²Как и Бог его, триедин народ русский!². Оказалось, что они приехали из какого-то села на Житомирщине и рассказали, что всегда приезжают, когда нужно защищать православие и Русь: ²Ми кілька діб2 відстоювали від філаретовців3 Лавру і відстояли. Ми також були у Хресному Ході, коли приїздив Римський Папа, а зараз ми тут.” Они, конечно, на  выборах голосовали за "Русский Блок”. И вот представьте, были староверы,  голосующие за "Нашу Украину”, возглавляемую В.Ющенко, в которой собрались все наиболее оголтелые прозападники и националисты. Так кто нам брат и сестра?

У никониан есть свои стереотипы, преодолеть которые могут только думающие, могущие восстановить "святую связь времен". Такие все время пополняли ряды староверов, эта тенденция живая и стойкая. Несомненно, в событиях, связанных с Расколом, особую роль сыграло двуперстие, как символ памяти в мире безпамятства, причем в качестве такового оно, по-видимому, проходит через всю историю христианства. Триперстие же ущербно само по себе, поскольку не создает надежной духовной защиты, а кроме того, верующий никонианин, крестясь триперстно, подтверждает выбор предков, подтверждает их равнодушие, леность ума, безпамятство, т.е. грех остается нераскаянным, что роковым образом повлияло и влияет до сих пор на судьбу России и генофонд нации ("Сруб не сгорел, он всё ещё горит" Ч.3. http://cpyb.ucoz.com/publ/srub_ne_sgorel_on_vsjo_eshhjo_gori_ch_3/1-1-0-3).

Староверы же, если предположение верно, должны были что-то сохранить, запомнить, пронести через века. И, возможно, что-то сделать, создать. И то, что получится, несомненно, должно быть угодно Господу. В статье "Сруб не сгорел, он всё ещё горит" Ч.3. http://cpyb.ucoz.com/publ/srub_ne_sgorel_on_vsjo_eshhjo_gori_ch_3/1-1-0-3 было высказано предположение, что всё, что должно быть сохранено, можно вместить в одно емкое понятие - Святая Русь. В этом и заключается национальная идея русских: белорусов, украинцев и великороссов. Посмотрим, в какой мере это им, т.е. староверам, удалось.

В Евангелии от Матфея рассказано, как Исус, отвечая фарисеям на обвинения, что "Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского" (Мф. 12:24), "сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Мф. 12:25). Объяснение находим в следующей же строфе: "если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?" (Мф. 12:26). Об этом пишется и в Евангелиях от Марка и Луки.

Толкование этих строк можно найти, например, у учёного монаха Евфимия Зигабена [2], который поясняет стих 25 таким образом: "разделившиеся восстанут друг на друга".

Сверим с Евангелием ситуацию Раскола (разделения) и последующие события. Временной промежуток от Раскола до 1991 г. составляет чуть меньше 350 лет. Масштаб событий и злодеяний, связанных с Расколом, несомненно, был настолько огромен, а промежуток времени столь значителен, что Россия должна была бы распасться на отдельные враждовавшие между собою части и опустеть. Вместе с тем этого не произошло ни в 1905, ни в 1917-1922 гг. Более того, Россия к 1914 г. представляла довольно сильное государство, которое, несмотря на поражение в войне с Японией, обладало огромным потенциалом.

Так почему же не произошло распада России в соответствии с Писанием? Ответ напрашивается сам собой. Такое могло быть только в том случае, если одна из разделившихся сторон не представляла сил зла, не «восставала» на другую. То есть, если за 350 лет Россия не опустела, значит одна из двух сил была оберегающей или сохраняющей. Простая логика подсказывает, что это старообрядцы, поскольку деятельность никониан носила явно разрушительный характер. Старообрядцы же на зло не отвечали злом, т.е. не отвечали организованным вооружённым сопротивлением, не "восстали”. Они выбирали смерть или исход.

Попытка осмыслить те времена неизбежно ведет к состоянию волнения и растерянности перед необъяснимым. Причиной тому ощущение исключительности происходящего тогда и продолжающегося сегодня, ощущение какой-то особой тайны, которую хочется почему-то разгадать. И чем больше вникаешь, тем больше возрастает ощущение приобщения к чрезвычайному, и ты начинаешь понимать, что сталкиваешься с каким-то особым чудесным явлением, как бы растянутом во времени. Со всей очевидностью становится ясно, что существует какой-то особый Замысел, в соответствии  с которым происходит нечто грандиозное.

В толковых словарях чудом называется удивительное, сверхъестественное явление, вызванное вмешательством Божественной Силы. К этому хотелось бы добавить, что всё, созданное Богом является чудом, однако, когда в сотворении чуда участвует человек, здесь проявляется сотворчество Бога и человека, любящего Бога. И иначе быть не может: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во мне, и Я в Тебе,так  и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал меня. (Ион. 17,21).» Наверное, так появляются святые – те которые достигли единства с Господом. И это для того, чтобы уверовали другие. Но может ли народ или хотя бы лучшая, верующая часть его, жить в единстве с Господом, т.е. так, как угодно Богу? Есть ли какие особые приметы, признаки, по которым можно было охарактеризовать достижение такого удивительного духовного состояния целого народа? Ведь только в этом случае возможно совершение грандиозных, эпохальных событий, только тогда можно говорить о сотворчестве Бога и народа.

В событиях, связанных с Расколом, мы находим таких признаков несколько.

Во-первых, в результате Раскола земля русская обогатились огромным количеством святых мучеников за Веру, имена которых в основном никому неизвестны. Такого числа святых не знает ни один народ.

Во-вторых, заставляет задуматься тот факт, что разделённый народ, бежавший в разные стороны  из своей державы, пришел практически к одному и тому же результату - сохранению Веры и в Румынии, и в Австралии, и в обеих Америках, и в Сибири, и даже в центральной  России. Такое возможно только в случае единства с Богом. Только Господь мог быть той координирующей, направляющей силой, только от Него могла исходить благодать, так необходимая для поддержки духа и сил в трудную минуту.

 В третьих, поражает длительность Стояния в Вере – 350 лет, причём многократно приходилось начинать все как бы с нуля. Т.е. работала преемственность поколений.

В четвёртых, в событиях этой эпохи – назовем ее "Великое Стояние в Вере за Веру" -  как было выяснено в предыдущей статье, достаточно вполне очевидных и поучительных мистических совпадений и связей, которые никак нельзя отнести к воле случая.

Проникнувшись таким настроением, хочется заглянуть в более далёкие времена - а что было до того, ведь наша история началась не с Раскола. Ему предшествовали почти 700 лет нашего христианства, начало которому от Крещения Руси. Ведь это тогда, когда на кручах Днепра стали воздвигаться храмы с уходящими в небо крестами, освящая ещё молодую христианскую Русь, когда языческое мироощущение народа необратимо уступало место Христову Свету, как мечта о единении с Богом, появилось понятие – Святая Русь.

В Киево-Печерской Лавре покоятся мощи около 120 дораскольных святых. С ними в свою очередь связаны чудеса исцелений и другие чудеса. Они подробно описаны в литературе, однако хотелось бы обратить внимание на Великое Стояние Лавры, сохранение её до наших дней во всем величии и славе. Сменялись завоеватели и правители, а Лавра, как стояла, так и стоит. Но Стояние Лавры имеет особый смысл, как свидетельство о сотворчестве Бога и человека, как символ богоизбранности русских, на которых возложена задача донести Христову Веру до конца истории. Не всегда и не все русские выглядели достойно. Были периоды глубоких нравственных падений и благородных героических взлетов. Общепризнанная открытость русских, чуть ли не детская незащищенность их от чужого влияния приводили порой на край гибели. Но живет в русском народе или явно, или скрыто неуемная жажда правды и близости к Богу. Где-то на подсознательном уровне ощущается безсмысленность земной суеты даже у тех, кто достиг существенных земных благ, славы и блеска. Даже у последних пьяниц где-то прячется тоска по Небесной чистоте и справедливости. Может, поэтому не оставлял Бог народа своего, спасал даже у последней черты. Нужна Лавра русским, как видимое напоминание о вечности, как опора для готовых хранить Христову Веру вопреки бурям и штормам житейского моря. Может быть, Великое Стояние Лавры является символом Христовой Церкви? "Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её" (Мф. 16, 18).

Те, кто бывал в Киеве, могли обратить внимание, что Лавра стоит высоко над Днепром на его правом берегу и как бы вся обращена на восток, словно благославляя Московскую Русь на продолжение духовного подвига. Это её свет вдохновлял Сергия Радонежского и других защитников Руси. Благодатную поддержку Лавры, несомненно, ощущали в скитах и самодеятельных монастырях Московской Руси, когда совершалось Великое Стояние в Вере за Отечество, знаменующееся сотворением Московского государства и свержением татарского ига (см. "Сруб не сгорел, он все еще горит" Ч.1. http://cpyb.ucoz.com/publ/srub_ne_sgorel_on_vsjo_eshhjo_gorit_ch1/1-1-0-1 ). Значение этого духовного подвига народа, достигшего единства с Богом выходит далеко за рамки борьбы с татарским нашествием. Решительно отказавшейся от унии с Римом, России и миру была предложена неожиданная, красивая и начинающая воплощаться идея: "Москва – третий Рим” – о мессианской роли русских в мире. Временной промежуток народного Стояния в Вере за Отечество охватывает целую эпоху, примерно 300 лет и венчается Стоглавым собором и позже поставлением патриарха Московского и Всея Руси. В награду за все Господь посылает нам Сибирь, место, где мы могли бы продолжать созидать Святую Русь и, конечно же, укрываться на время при будущих потрясениях.

Все эти примеры чудесного единства Бога и народа охватывают целые эпохи и имеют вселенское значение. Надо ли объяснять, что чудеса эти явлены Господом с участием  древлеправославных христиан, т.е. староверов? И ещё необходимо подчеркнуть одну характерную черту – движение, восхождение к Богу было глубоко народным явлением. Ведь не издавалось указов об основании Киево-Печерской Лавры, об устроении скитов и монастырей в лесах Московской Руси. Государство не организовывало переселение стоящих за Веру христиан во времена Великого Раскола. Фактически это было бегство. Бегство в неизвестность. Единственное сокровище, которое они брали с собою – это была Вера.

Но всё же вернемся к объявленной теме.

Из всех удивительных и поучительных событий, связанных уже непосредственно с Расколом хотелось бы остановиться на самом ярком, пожалуй, событии в истории старообрядчества – обретении полноценной трехчинной иерархии.

         Здесь нет необходимости повторять те обоснования канонической и богословской правильности Белокриницкой иерархии, которые в свое время убедительно привел Ф. Мельников. [1,3]. Более интересна в данном случае мистическая окраска событий. Именно её отмечают многие исследователи старообрядчества. И действительно, староверы долго и настойчиво искали возможности восстановления иерархии [3]. Но произошло это только в самые мрачные для них времена (не считая периода кровавых гонений, естественно) - при царствовании Николая І. Восстановим события того времени [3]: "oдновременно с повсеместной войной, ведомой правительством, светским и духовным, при помощи полицейских и военных команд против старообрядческого священства, велись атаки и против всего старообрядчества. Были учреждены по всем губерниям особые секретные комитеты во главе с губернаторами и архиереями, с центральным комитетом в Петербурге, в котором сам царь председательствовал и принимал самое живое участие. Комитеты эти занимались исключительно "делами раскола": узнавали о его состоянии, количестве, всех его проявлениях, вырабатывали и применяли меры к уничтожению раскола. Все старообрядческие монастыри и скиты были закрыты и разграблены. Знаменитые центры старообрядчества: Керженец, Иргиз, Ветка, Стародубье, Выг - всё это было разгромлено, и величайшие ценности их были отчасти разворованы, уничтожены правительственными чиновниками, в большинстве же переданы единоверцам.

Какие потрясающие трагедии переживали старообрядцы в каждом случае отобрания у них их святынь, можно судить отчасти по официальным описаниям разгрома Иргизских монастырей. Высочайшее повеление о сем последовало в январе 1837 г.” Таким образом к 1839 г. "важнейшие духовные центры старообрядчества были уже разгромлены и опустошены, оставались ещё кое-где на окраинах старообрядческие монастыри и скиты[3].

Давайте сопоставим 1839 и 1846 гг. Разница в 7 лет. Казалось бы, можно было быть уже в полной уверенности, что со старообрядчеством наконец-то покончено. Можно только догадываться о том потрясении, которое испытали царь Николай І и его окружение, когда до них дошла весть о восстановлении полнокровной старообрядческой иерархии. Наверняка многие чиновники лишились своих портфелей. И ведь не сразу же они узнали об этом, а только тогда, когда процесс уже стал необратим, когда уже ничего изменить было невозможно. Об этом красноречиво повествует старец Корнилий [4]: "И так ожидало правительство совершеннаго конца, что и вся вера старообрядческая скоро кончится и совсем уничтожится. Но всякая скорбь, теснота и жестокость без Промысла Божия не бывает нам, ибо чрезмерныя сии жестокости послужили старообрядцам в великую пользу, которые чрез посредство таковых скорбей имеют теперь у себя... святителей: митрополитов, архиепископов и епископов множество по всей вселенной преизобильно наполнено Промыслом и помощию Божию. А в 1847 году, когда в России тайная полицыя Белокриницкаго архимадрита Геронтия схватили и привезли его в Петербург, вот тогда господин министр входит к Геронтию и с крайним удивлением говорит сице: "Вот, господа, какая у старообрядцев вера - мы все меры употребляли, старались, отбирали от них священников, только и оставили им двух калек, самых старых священников на Рогожском кладбище в Москве и ожидали, как сии старые попы кончатся, то и вера старообрядческая покончится и совсем прекратится. И так мы с нетерпением ожидали - вот, скоро конец! вот конец! А вот тебе и новинькое, вот здесь архимандрит, а там слышно, в Австрии есть и митрополит. Вот какая есть вера старообрядческая! Воистину достойно есть великому удивлению. Что только старообрядцами строится - мы никак не можем сему надивиться, о таковой непобедимой вере. Ибо при царе Николае Павловиче открылись на старообрядцев самыя жестокости - при том же царе открылись у старообрядцев свои единоверные святители.”

Какие же еще свидетельства нужны, чтобы убедиться в несомненном провиденциальном характере описываемых событий? Мистическую составляющую происходящего, конечно, выделяли и тогда. Верующие люди всегда чутко относятся к возможным знакам Господа, замечая их и в повседневной жизни. Ф. Мельников так рассказывает о священноиноке Иерониме, которого принял себе духовным отцом митрополит Амвросий, которому исповедался в алтаре и от которого был помазан святым миром [3]: "Старообрядческая история полна удивительными, провиденциальными сплетениями знаменательных фактов и всякого рода совпадениями. Священноинок Иероним - ставленник самого Филарета, митрополита Московского, самого остервенелого истребителя старообрядческого священства. Иероним, по свидетельству Геннадия, епископа Пермского (суздальского узника), дворянского происхождения, как об этом ему говорил родной брат Иеронима статский генерал А.А. Александров. Иночество он принял в Воскресенском монастыре, построенном патриархом Никоном. Филарет был очень строг к своим ставленникам, и если он произвел Иеронима в иеромонахи, то, значит, находил в нём добрые качества. Сдружившись со старообрядческим иноком Паисием, о. Иероним под влиянием его увещаний решил перейти в старообрядчество, и так как в то время опасно было пребывать священному лицу в старообрядческом служении, то он перебрался за границу. Чин присоединения над ним 28 октября (тоже удивительное совпадение) 1843 г. совершил священник Алексей Булгаков, служивший в то время в Мануйловке у молдавских старообрядцев, подвергнув его миропомазанию.”

Еще можно привести и видения инока Павла, отправившегося на поиски так необходимого старообрядцам епископа [3,4]. Конечно, скептики могут сказать, что ему приснилось или померещилось. Тогда давайте восстановим последовательность событий [3,4]. Инок Павел и инок Геронтий, которого Павел избрал в спутники по указанию явившемуся ему святителя Николы [3], отправились выполнять свою миссию в 1836 г. Однако арест в Кутаиси прервал их поиски. Содержание под стражей длилось три месяца, но дальнейшие поиски удалось продолжить только в 1839 г. Святительскую кафедру решено было основать в монастыре, находящемся в селе Белая Криница, входящем в то время в Австрию. У Ф. Мельникова [3] читаем: "Целых четыре года неусыпный инок Павел, безподобный труженик, вел многочисленные дела, чтобы, наконец, получить Высочайшее разрешение на учреждение старообрядческой святительской кафедры в Белокриницком монастыре. Сколько было на этом пути препятствий, столкновений, разного рода приключений и всяких недоразумений: со своей братией, с обществом, с правительством, с чиновниками разных рангов и в разных учреждениях - в губернском городе и в самой столице, Вене, и прежде всего на ближайших местах! Сколько пришлось великому Павлу составлять разного рода бумаг, меморий, рекурсов и даже целых сложных и весьма обоснованных сочинений, вроде знаменитого "Устава Белокриницкого монастыря"! Всё преодолел несравненный Павел. В Вене добился личного представительства у самого императора Фердинанда и у других высоких особ. Только крепкая вера Павла в Божье покровительство его делу и в высокое свое предназначение, вера, не покидавшая его ни на одну минуту даже при вопиющих неудачах, дала ему силу и твердость довести все до конца. 6 сентября 1844 г. подписан был, наконец, императором Фердинандом следующий декрет: "По прошению липованской громады и староверческих иноков Белой Криницы,

а) всемилостивейше дозволяется привезти из-за границы одно духовное лицо, именно архипастыря или епископа с тем, что он может преподавать находящимся в Белой Кринице липованским инокам высшее посвящение, который также должен будет поставлять священников, равно как избрать и посвятить преемника себе.”

Мельников передает настроение ликования и восторга, царившие тогда в Белой Кринице: "Затем выступил после сего митрополит Амвросий чрез царские двери к народу, уже фактически по установленному "чину" присоединенный к старообрядческой древлеправославной Церкви, во всем святительском величии, как правомочный архипастырь этой Церкви, и "прием в руки трикирий и дикирий, стал благословлять народ прямо на церковь и по сторонам". "Вот зрелище трогательное и радость восхитительная Всемогущим Промыслом Божиим устройся ныне! - восклицает очевидец-дееписатель. - На что все людие, всякаго возраста и сословий, со слезами взирали, и каждый ощущал в душе своей истинное удовольствие, и всяк из глубины сердца своего приносил благодарение Господу Богу, явившему людем Своим, новому Израилю, милость Свою попремногу".

Могли ли предположить тогда участники событий, эти настоящие подвижники, что и спустя 160 лет староверы останутся разъединенными?

 

Продожение см. "В защиту старообрядческой иерархии" Ч.2. 

http://cpyb.ucoz.com/publ/v_zashhitu_staroobrjadcheskoj_ierarkhii_ch_2/1-1-0-15

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Мельников Ф.Е. В защиту старообрядческой иерархии. http://semeyskie.narod.ru/

2. Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Матфея и Толкование Евангелия от Иоанна. СПб.: Общество святителя ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, 2000. –640 с.

3. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. http://www.kirov.ru/

4. Старец Корнилий. Краткая История о основании старообрядческаго святительского престола, состоящаго в Австрии, Львовской губернии Черновецкаго цыркула, в Буковине, близ местечка Сырета, в селе Белой Кринице, в монастыре в 1846 году. Генваря дня 1881 г.  http://www.kirov.ru/

5. Св. Иоанн Златоуст "Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам,

 Беседа 4." http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z11_2/Z11_2_15.htm

6. Кириллов И.А. Сущность обряда http://semeyskie.narod.ru/

7. Еп. Михаил (Семенов) Зачем нужны обpяды? http://semeyskie.narod.ru/

8. Мельников Ф.Е. Старообрядчество и обрядоверие http://semeyskie.narod.ru/

9. Святой Ефрем Сирин. Творения. Том 7. М.:Отчий дом, 1995. - З97 с.

10. Трушкова И.Ю. Старообрядчество как позднесредневековое православие (этнокультурологический аспект) // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы VIнаучно-практической конференции. М.: 2002. С.441-450.

 

 

1 "Русский Блок” – политическая партия, пропагандирующая сближение с Россией.

2 Суток.

3 Филарет – раскольник, основал украинскую православную Церковь Киевского патриархата. Отлучен от УПЦ МП.

4 Общепринятым является мнение о том, что речь идет о пребывании древних евреев в Ситтиме (Числ. 25, 1-9), где народ начал  блудодействовать с дочерями Моава и поклоняться языческим богам, за что и был наказан: "Умерших от поражения было двадцать четыре тысячи” (Числ. 25, 9). Это одно из трудных мест в Библии. Во-первых, потому, что указано другое число (двадцать четыре тысячи). Во-вторых, неизвестно, умерли ли они в один день. В-третьих, в послании апостола Павла говорится о погибших, а не умерших. Всходном сюжете гибели Содома и Гоморры нет двух из этих трех упомянутых противоречий, т.е., очевидно, что гибель (!) жителей этих городов была достаточно быстротечной, как раз именно за один день. Числа же погибших не называется. Вместе с тем, в Библии – богодухновенной Книге - не может быть неточностей.

Известные исторические источники рассказывают, что города  Содом и Гоморра были одними из самых богатых в мире. Окрестная  земля была исключительно плодородной, а, кроме того, полной золота, серебра и других полезных ископаемых. В книге Бытия говорится о том, что Бог уничтожил только один город Содом, однако во Второзаконии (29.22-29) список уничтоженных городов перечисляется полностью: "… по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей”. "Города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам” (2 Пет. 2.6).

Один из самых достоверных историков древности, живший в I веке по Р. Хр., Тацит так писал о районе Мёртвого моря: "…расстилаются равнины, которые… были некогда плодородны и покрыты многолюдными городами, а после выжжены небесным огнем… остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы… обуглилась, и не может плодоносить. Всякое растение, посаженное ли рукой человека, или само пробившееся… вянет, чернеет и рассыпается в прах. Что до гибели некогда славных и великих городов, то я готов верить, что их спалил небесный огонь.” 

При подводных исследованиях дна Мёртвого моря были обнаружены остатки древних строений. Новые археологические открытия прошлого столетия позволяют сделать оценку числа погибших в Содоме и Гоморре. Речь идет о ранее неизвестном государстве с названием Эбла, существовавшем во второй половине III тысячелетия до н.э. на севере современной Сирии. Самая же ценная археологическая находка в Эбле – 20000 табличек с клинописью, расшифровка которых дала неоценимые результаты. Архив Эблы заставил пересмотреть представления о зарождении цивилизации в Передней Азии. Долгое время считалось, что в III и II тысячелетиях до н.э. Сиро-Палестинский регион был отсталой территорией, разделявшей две области с развитой цивилизацией – Месопотамию и Египет, а единственными обитателями Сиро-Палестины были кочевники амореи. Теперь, благодаря открытиям в Эбле, стало ясно, что этот регион был населен не кочевыми или полукочевыми племенами, а в нём существовали высокоразвитые города-государства, подобные Эбле, которые поддерживали торговые и дипломатические отношения как с Месопотамией, так и с Египтом. В табличках найдены и названия городов Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, чем была доказана реальность их существования.

Население государства Эбла составляло 260 тыс. человек. Диаметр  был небольшой, всего 180—200 км. Таким образом средняя плотность населения Эблы составляла примерно 8 -10 чел\км2.

Учитывая упомянутые богатство исчезнувших городов и плодородие почв (т.е. существовала возможность для жизни многочисленного народа), данные о плотности населения можно с достаточной достоверностью использовать и для оценки количества погибших. Современная площадь Мёртвого моря составляет примерно 1000 км2. Таким образом, оценка числа погибших только на площади, занимаемой сейчас Мёртвым морем дает 8000 – 10000 человек. Если учесть, что часть прибрежных (особенно южных) земель Мёртвого моря неплодородна и до сих пор (т.е. она тоже была поражена огнём) и территория эта значительных размеров ("…расстилаются равнины”), можно с достаточным основанием утверждать, что в упомянутом послании к коринфянам, апостол Павел вполне мог иметь ввиду гибель "Содомских и Гоморрских” городов.

5Понятие "обряд” было навязано древлеправославным христианам их противниками. Староверов упрекали в обрядоверии. Вместе с тем, как мы видим, старообрядческие историки и богословы не отделяли форму от содержания.  Единство внутреннего и внешнего отстаивает и современный автор Глеб Чистяков в статье "Есть ли в Православии "обряды?” (www.miass.ru/news/ostrov_very). Он также утверждает, что термин "обряд” не только неправославный, но и еретический и никогда в Православии ранее не применялся.  Подчеркивая органичное единство внутреннего и внешнего в правильном Богослужении, сам термин "Богослужение”, на мой взгляд, следует писать с заглавной буквы. Тем самым подчеркивается непреложное значение истинно православного Богослужения. 

Категория: Мои статьи | Добавил: cpybvi (22.04.2013)
Просмотров: 1444 | Теги: древлеправославие, Белая Криница, Раскол, промысел Божий | Рейтинг: 0.0/0